Прочие факторы
Помимо рассмотренных причин, на скорость движения велосипеда влияют ещё несколько важных факторов, знание которых поможет добиться максимально быстрой езды.
Рама
Влияние рамы на скорость велосипеда определяется по большей части её весом. Чем легче конструкция, тем более высокие скоростные качества показывает байк. Самыми лёгкими материалами, используемыми для изготовления велосипедных рам, являются титан и алюминий. Поэтому при желании ездить на высоких скоростях этот фактор необходимо учитывать.
Также нужно обращать внимание на количество навесного оборудования и его вес. Если целью является максимальное увеличение скорости велосипеда, то такие аксессуары, как подножка и крылья лучше снять
Посадка велосипедиста
Конструкции современных велосипедов предполагают несколько видов посадки велосипедиста в зависимости от модели байка и его специализации. Высокая прогулочная посадка используется на городских велосипедах, туристическая (средняя) – на горных и гоночная (низкая) – на шоссейных спортивных байках.
Самой удачной, с точки зрения высоких скоростей, является низкая посадка, при которой сопротивление воздуха значительно снижается, позволяя велосипедисту двигаться очень быстро. Однако на пересечённой местности низко садиться нельзя, в противном случае после такой езды будет болеть спина, а шея сильно устанет.
Колёса
Активная эксплуатация велосипеда требует регулярного технического обслуживания его колёс. Особенно это относится к любителям агрессивного стиля вождения, скачущим через городские бордюры и преодолевающим большие расстояния по бездорожью. Такая езда гарантировано приводит к появлению на колесе «восьмёрки», что неминуемо влечёт за собой потерю скорости. Данный вид деформации достаточно распространён и легко исправляется методом подтягивания спиц.
Помимо «восьмёрок», на скорость велосипеда определённое влияние оказывает и диаметр колёс. Так, у байков с большими колёсами намного лучше накат, намного меньше сопротивление качению.
Покрышки
Качество и ширина покрышек также влияют на скорость движения велосипеда. Самые лучшие результаты достигаются на протекторе слик, притом что слишком глубокий и агрессивный рисунок замедляет ход велосипеда. Что касается ширины покрышек, то чем она меньше, тем выше скорость байка и наоборот.
Также необходимо учитывать и давление в шинах: к примеру, для более быстрого прохождения маршрута колёса необходимо накачивать до 6 атмосфер. Однако такое давление подходит лишь для ровных асфальтовых дорог, а на бездорожье нужно, напротив, слегка стравливать воздух.
Погода
Боковой и встречный ветер оказывает большое влияние на скорость байка. Так, при сильном ветре в лицо разогнаться более 15 км/ч вряд ли получится, зато при попутном за час можно легко преодолеть до 30 км. Речь, разумеется, идёт о ровной асфальтированной дороге, так как при езде по пересечённой местности скорость будет как минимум на 5 км/ч меньше шоссейной. От бокового ветра особенно сильно страдают велосипеды, у которых вместо спиц установлены лопасти.
Каденс
Каденс – это количество оборотов педалей в минуту. В идеальном варианте он должен составлять от 60 до 90 оборотов. Такая техника езды позволяет быстро разогнать велосипед и удерживать высокую скорость на всём протяжении пути. Частой ошибкой новичков является езда рывками, при которой кручение педалей чередуется с накатом. В результате скорость байка заметно снижается и велосипедисту приходится снова и снова преодолевать порог каденса для того, чтобы разогнать велосипед.
Трение деталей
Очень часто достичь большой скорости движения не получается из-за избыточного трения в передаточных узлах. Оно возникает вследствие сильного загрязнения цепи и подшипников и не позволяет велосипеду двигаться максимально быстро. Для удаления загрязнений нужно пользоваться специальными моющими средствами и не забывать про смазку очищенных узлов. Кстати, по мнению специалистов, при недостатке смазки байк может терять до 15% скорости.
Средняя скорость велосипедиста в зависимости от различных факторов
В последнее время концепция здорового образа жизни становится довольно актуальной, в связи с чем многие люди начинают активно заниматься спортом. Велосипед является одним из наиболее доступных и действенных способов поддержания хорошего физического состояния, а потому его популярность неуклонно возрастает.
Приступив к тренировкам, многие начинающие велосипедисты начинают интересоваться значениями скорости байка в тех или иных условиях. Поэтому информация о факторах, влияющих на скоростной режим, не теряет своей актуальности и может заинтересовать не только новичков, но и опытных спортсменов.
Возможности неподготовленного велосипедиста
Неподготовленным велосипедистом можно назвать того человека, который не так часто выбирается на велосипедные прогулки, или использует его лишь в качестве транспортного средства для недолгих поездок, например, за город на садовый участок, на работу, в дальний магазин и так далее. То есть – это человек, не пользующийся велосипедом регулярно для поддержания себя в физической форме.
Возможности такого человека, имеющего шоссейный велосипед, по развитию скорости обычно ограничены 15-18 километрами в час, которые он по прямой дороге может удерживать довольно долго. При необходимости по шоссе ему подвластна кратковременная скорость порядка 22-25 км/час, особенно по склону вниз.
Надо отметить, что в городских условиях шоссейный и горный велосипеды равнозначны по скорости, но последний — более безопасный как со стороны лучшего обозрения окружающей дорожной обстановки, так и в отношении быстроты торможения в случае необходимости аварийной остановки.
Если неподготовленный человек сядет на спортивный велосипед, то даже в самых благоприятных для разгона условиях он вряд ли сможет даже кратковременно достигнуть скорости 40 км/час, максимум – 32-35. Ему просто не хватит знания техники скоростной езды на велотранспорте. При этом спортивный шоссейник под опытным байкером развивает скорость около 80 км/час.
Людям свойственно влечение к достижению рекордов в любимом занятии, особенно если это занятие — спорт. Так и в скоростной езде на велосипедах рекордсменами в первую очередь являются именно спортсмены-велосипедисты. Рекорды по скорости ставились, скорее всего, на всех этапах истории развития велосипедной техники, но зарегистрированными они становились либо на официальных спортивных состязаниях, либо такими оформлялись в рамках индивидуальных мероприятий со специальной целью установления рекорда.
Рассмотрим, какие рекорды по скорости на велосипедах известны сегодня.
- Чарльз Мерфи (Калифорния, США) в 1899 г. поставил рекорд максимальной скорости на велосипеде. Достижением являлась отметка на уровне 100,2 км/час. Велосипедист при этом двигался за поездом, что обеспечивало снижение влияния сопротивления воздуха на результат.
- В Лос-Анджелесе в 1937 году был поставлен рекорд движения на велосипеде со скоростью 139 км/час. Автором его стал Альбер Марке. Он двигался за автомобилем, имеющим сзади специальный тент (тоже спасались от влияния сопротивления воздуха).
- Через 5 лет (в 1942 году) после последнего рекорда в том же штате Калифорния был установлен новый рекорд самой большой скорости рекордсменом Альфом Летурне, двигающимся на усовершенствованном велосипеде за гоночным автомобилем. Он развил скорость в 175 км/час.
- Самый быстрый велогонщик — нидерландец Фред Ромпельберг, который умудрился развить скорость на велосипеде, равную 268,83 км/час. При этом он находился за гоночным автомобилем с обтекателем, который обеспечивал этаким безвоздушным пространством рекордсмена, двигающимся за ним. Кроме того, велосипед был переконструирован и в обычной жизни вряд ли нашёл бы применение. Это произошло в 1995 году.
- В 2005 году чешский спортсмен О. Сосенка развил скорость на велотреке в Крылатском до 59,7 км/час и эту достигнутую скорость удерживал в течение 1 часа (международный рекорд по удержанию скорости). Как видим, наряду с достижением максимальной скорости имеются ещё и рекорды по её удержанию. Из этого рекорда становится понятным, что в течение 1 часа ещё никто не смог держать велосипедную скорость выше 59,7 км/час.
- Голландец Себастьян Боуйер в 2013 году установил рекорд скорости в 133,78 км/час на велосипеде с обтекателем. Правда, велосипед тоже был не совсем обычный, как и в случае с рекордом Фреда Ромпельберга.
Факторы, влияющие на скорость движения
Уровень подготовки велосипедиста
Скорость движения больше всего зависит от физической силы и выносливости наездника. Опыт ездока больше влияет на скорость езды, чем выбор типа велосипеда. При движении по шоссе опытный велосипедист на горном велосипеде сможет удержать на хвосте начинающих гонщиков на шоссейных велосипедах, сохраняя более высокую скорость даже при подъёмах в гору.
Сопротивление встречного воздуха
На скоростях 25-27 км/ч существенно тормозит движение велосипеда сопротивление воздуха. Если дует встречный ветер, то становится трудно двигаться уже на скорости 10-15 км/ч. На горном велосипеде с широким и высоко установленным рулём, а особенно, с низко опущенным седлом, намного тяжелее крутить педали на скорости 30 км/ч, чем на шоссейном велосипеде. У шоссейника имеется особенная деталь – узкий руль с нижним захватом (бараньи рога). При ощутимом сопротивлении встречного ветра наездник шоссейного велосипеда может пригнуться к рулю, захватив руль за нижнюю часть дуги, таким образом, значительно снизив нагрузку.
Полностью избавиться от давления встречного воздуха можно только заехав в воздушный мешок, под защитой впереди идущего автобуса или грузового автомобиля. Но пристраиваться сзади за автобус или грузовой автомобиль очень опасно, так как они могут резко затормозить или повернуть при объезде ямы.
Сопротивление качению
Особенно ощущается это противодействие в начале движения. На разгон с места из-за него уходит больше энергии, как у велосипедиста, так и у двигателя автомобиля. После начала движения сопротивление качению меньше сказывается на величине усилия, необходимого для разгона. С увеличением скорости движения это противодействие постепенно уменьшается.
Увеличение трения между шиной и дорогой в первую очередь повышает величину сопротивления качению. Узкую шину, которая продавила мягкий грунт тяжело оторвать от земли. Шина с широко расставленным протектором чрезмерно притирается к твердому асфальтному покрытию, к тому же при этом быстро стирается. Поэтому выбирать покрышки по ширине, площади и глубине протектора следует с учётом того, по каким дорогам вы будете ездить на велосипеде.
Большой вес велосипеда сильно повышает величину сопротивления качению. Разогнать и толкать в гору тяжелый горный велосипед всегда сложнее, чем более легкий шоссейный.
Увеличение диаметра колеса уменьшает величину сопротивления качению. Велосипед для взрослых значительно дольше двигается накатом по прямой, чем детский. Кроме того большое колесо легче преодолевает неровности дороги, перекатываясь через маленькие ямки.
Трение в передаточных механизмах
Скорость велосипеда наверняка снизит не смазанная или грязная цепь, а также изношенные втулки и каретка. Если вы стремитесь достичь большой скорости, тогда вам необходимо купить дорогие втулки и механизм каретки, и в дальнейшем следить за состоянием их смазки.
Амортизаторы на велосипеде, особенно слишком мягкие, снижают скорость по ровному асфальту. Но они оказываются незаменимыми при преодолении участков дорог с мелкими неровностями. Амортизированная вилка при движении по городу оказывается не заменимой, тогда как от заднего подвеса можно и отказаться.
Мировые рекорды скорости
В погоне за скоростью некоторые смельчаки пошли дальше, они задались целью узнать, какова же максимальная скорость велосипедиста может быть на практике. Эти ребята нешуточно совершенствовали свои велосипеды, работали над собой и они делали это – они раздвигали границы!
Первым в списке и, по факту, абсолютным победителем можно считать нидерландца Фреда Ромпельберга. В 1995 году пятидесятилетний состоявшийся мужчина установил мировой рекорд скорости на велосипеде. Какую скорость развивает велосипед? Ромпельберг смог разогнать его до 268,8 километров в час. В качестве трассы было выбрано засохшее много тысяч лет назад соляное озеро в штате Юта – Бонневилькая соляная равнина.
Специально для этого рекорда Фред создал свой собственный велосипед с увеличенным передаточным числом. Он был всего лишь с одной скоростью. Между передним и задним узлами (системой и звездой на колесе) была установлена ещё одна система, состоящая из маленькой звезды слева и большой справа. При помощи педалей он приводил в движение большую звезду, которая при помощи цепи передавала нагрузку на маленькую звезду дополнительной системы. По другую сторону рамы располагалась большая звезда, соединённая с малой штифтом, она-то и влияла на заднюю звёздочку. Тормоза на нём были механические ободные (вибрейки), они, естественно, не были способны на полное торможение – эти тормоза лишь слегка корректировали скорость, чтобы Фред Ромпельберг не врезался в автомобиль, движущийся впереди. Да, именно автомобиль! Фред для устранения влияния встречного потока набирал скорость, следуя за драгстером.
Следующий рекордсмен засветился аж в двух номинациях – самая большая скорость на велосипеде при спуске по ледяному склону и по грунту.
Вторая номинация отдана Эрику Барону и его заезду по ледяному спуску во Французских Альпах. Он 12 апреля 2000 года развил скорость 222 километра в час. Для установления этого рекорда он использовал велосипед, созданный «под заказ» и не предназначенный для массового производства. Это был горный велосипед с очень хорошо продуманной аэродинамикой. Сам Эрик был одет в специальный аэродинамический костюм. Это максимальная, на данный момент, скорость на ледяной поверхности. Этот рекорд попытался побить Маркус Стекль, но безуспешно.
Третье место также принадлежит Эрику Барону, только уже в заезде на гравии. В 2002 году он проехал всего 400 метров по склону Сьерра-Негро, после чего из-за сильной нагрузки его велосипед просто порвало пополам. Жизнь Барона спас его шлем, хотя смельчак и «заработал» многочисленные переломы. Зато за эти 400 метров он разогнался до 210,4 километров в час, после чего велосипед, как уже говорилось, не выдержал. Сам Эрик сказал, что больше никогда, ни при каких условиях не поедет по этой горе. Этот рекорд также пытался побить Маркус Стекль, однако снова без особого успеха.
Действующий часовой рекорд по данным UCI – 49,7 километров за один час. Этот рекорд скорости на велосипеде установил тридцатилетний Ондрей Сосенка – спортсмен из итальянской команды Aqua e’Sapone, чех по происхождению. Рекорд был зарегистрирован в июле 2005 года на велодроме в Крылатском, неподалёку от Москвы. Его велосипед имел одну скорость, фиксированную передачу и необычно высоко (даже для трековых велосипедов) поднятое седло.
Рекорд скорости на спринтерской дистанции при старте с места – на расстоянии в сто метров установил Питер Розенталь 25 марта 1994 года в Лас-Вегасе, штат Невада, Соединённые Штаты Америки он разогнался до 29,7 километров в час, вернее дистанцию в сто метров он преодолел за 12,1 секунду.
Немного нестандартный, но всё-же велосипедный рекорд – французские ребята с нетривиальным складом ума заставили ехать велосипед со скоростью 263 километра в час. Для этого они снабдили его реактивным двигателем, работающем на перекиси водорода. За рулём находился Франсуа Жисси, а сие действо происходило на заброшенном аэродроме. Но нельзя приписывать заслугу лишь господину Жисси, ведь над созданием данного аппарата трудились учёные из Швейцарской компании Exotic Thermo Engeneering.
Кататься на велосипеде очень полезно. Трудно не согласиться с этим утверждением! И также этот экологичный вид транспорта дарит ни с чем не сравнимое чувство полёта. Количество положительных эмоций напрямую зависит от скорости движения.
Как определить?
В настоящее время для определения скорости велосипеда используют компактные велокомпьютеры, пришедшие на смену большим и бестолковым спидометрам, которые частенько врали и были весьма ненадёжны. Современные электронные модели позволяют не только чётко фиксировать скорость движения, но и запоминать её максимальные значения, а также высчитывать средний показатель.
Более продвинутые модели имеют встроенные часы с секундомером, будильник, электронный термометр и способны хранить информацию о прошедших поездках. Если же велокомпьютер отсутствует, то определить среднюю скорость можно старым проверенным способом, разделив расстояние на время прохождения.
При отсутствии хорошей физической формы гнаться за высокими скоростями не стоит. Намного полезнее придерживаться усреднённых параметров и кататься с удобной скоростью, получая от поездки максимальное удовольствие.
Про самые быстрые велосипеды смотрите далее.
Мировые рекорды
Фиксация рекордов ведется:
- на ровных трассах;
- на горных спусках (здесь идет подразделение на спуск по ледяной и каменистой поверхности);
- по пересеченной местности.
Такое разделение не случайно, ведь модели для различных гонок имеют свою конструкцию, которая учитывает специфику передвижения, нагрузки на транспорт, на гонщика.
Еще 100 лет назад на велосипеде по прямой начали устанавливать рекорды, которые вошли в историю:
- У 1899 году двигаясь вслед за поездом Чарльз Мерфи смог разогнаться до 100 километров в час. Сделал это он благодаря деревянному помосту, который выстелил поверх рельсов.
- В 1937 году Альбер Марке в Лос-Анжелесе установил следующий рекорд – 139 километров в час. Он ехал за гоночным автомобилем на специальном каркасе покрытым тканью.
- Альф Летурне смог достичь рекорда, который не могли побить следующие 53 года. На своем велосипеде он проехал 175 километров в час.
В шоссейной скорости
В 1995 году на равнине соляного озера был установлен очередной рекорд голландцем Фредом Ромпельбергом. Он двигался по идеально ровной поверхности, на специально построенном для такого случая байке и в специальной одежде. Его показатель – 268,8 км/час.
Рекорд был установлен, когда спортсмену исполнилось 50 лет. Правда, он воспользовался идущим впереди автомобилем, у модели было увеличено передаточное число, и установлена специальная передача на заднюю звездочку. Совокупность всех составляющих позволила развить неслыханную скорость.
В спусках с гор
Маунтибайк – так называют велосипеды, конструкция которых позволяет легко перемещаться по горной местности, тяжелее шоссейного собрата.
Рекордсменом в зимнем спуске с горы является Эрик Бароне. Часто его именуют «Красным Бароном» из-за красной формы, которую он всегда одевает на спуски.
Рекорд, который установил Бароне в 2000 году составляет 223 км/час. Такой результат был показан в Альпах при ясной погоде, при оптимальной аэродинамике байка и продуманной до мелочей экипировке спортсмена.
При установке такого вида рекорда необходимо принимать во внимание, что в таком варианте невозможно воспользоваться идущим впереди автомобилем, который увеличивает скорость. Напротив. Сопротивление воздушного потока нарастает, увеличивается вибрация велосипеда и требуется огромное усилие, чтобы удержать байк
Сопротивление воздушного потока нарастает, увеличивается вибрация велосипеда и требуется огромное усилие, чтобы удержать байк.
В заезде на гравии почетное третье место тоже принадлежит этому спортсмену. В 2002 году по склону Сьерра-Негро он проехал только 400 метров. В связи с большой нагрузкой велосипед разорвало пополам. Бароне получил многочисленные переломы, но он успел разогаться до 210,4 километров в час. Позже этот рекорд пытался перебить Маркус Стекль, но безуспешно.
Другие рекорды
Следующие мировые достижения в велоспорте:
- Часовой рекорд, который сейчас действует – 49,7 км/час установил Ондрей Сосенка, 30-летний спортсмен из итальянской команды. Это произошло на велодроме в Крылатском в 2005 году. Байк был с высоко поднятым седлом, имел одну скорость и фиксированную передачу.
- В 1994 году в Лас-Вегасе Питер Розенталь разогнался до 29,7 км/час. Спринтерскую дистанцию на расстоянии в сто метров он проехал за 12,1 секунду.
- Себастьян Боуер превратил свой велосипед в настоящий кокон, из которого едва виднелись колеса. Идеальная обтекаемая форма позволила развить скорость на прямой 134 км/час.
- Франсуа Жиси в 2014 году установил на свой байк реактивный двигатель и кинул вызов не кому-нибудь, а Ferrari. Он разогнался до 333 км/час за 4,5 сек. Это была победа. Сегодня этот показатель считается самой большой скоростью, развитой на велосипеде.
Видео гонки Жиси вы можете просмотреть здесь.
Факторы, влияющие на скорость
На скорость передвижения влияют различные факторы. Именно по этому один и тот же участок дороги можно проехать с разной скоростью и за разное время.
Именно поэтому каждый велосипедист должен их внимательно рассмотреть и учитывать.
Подготовка велосипедиста
Скорость движения больше всего зависит от физической силы и выносливости велосипедиста.
Опыт велосипедиста больше влияет на скорость езды, чем выбор типа велосипеда.
При движении по шоссе опытный велосипедист на горном велосипеде сможет удержаться на хвосте начинающих гонщиков на шоссейных велосипедах, сохраняя более высокую скорость даже при подъёмах в гору.На небольших расстояниях около 10 км развивать среднюю скорость 18 км/ч может каждый, включительно и подростки от 12-14 лет. Более опытный велосипедист, проезжающий не одну тысячу километров в год, аналогичную дистанцию проедет в два раза быстрее. У него выше физическая сила, лучше техника езды и, как правило, более качественный велосипед. Такие люди благодаря натренированной выносливости могут удерживать скорость около 30 км/ч, на дистанции 100 км по шоссе. На такие расстояния средний велосипедист (который катается примерно 20-50 часов в месяц или 1-2 часа в день) крайне редко выезжает, или не ездит вовсе.
Давление в покрышках
Самый легко исправимый фактор – это давление в покрышках. Чем оно выше, тем лучше накат и легче набирать скорость.
При езде по шоссе и городским дорогам можно накачивать шины до упора, а вот для грунтовых дорог давление лучше снижать.
Кстати, общая твёрдость велосипеда тоже влияет на лёгкость наката. Имеются в виду велосипедные подвески. Учтите, что за мягкость езды на двухподвесном (и даже одноподвесном) велосипеде придется расплачиваться повышенной сложностью набора скорости.
Шины
Следующий фактор – это ширина покрышки и форма её протектора.
Прежде всего, стоит учитывать, что в толстых колёсах реальная нужда появляется только на откровенном бездорожье. В городских условиях работает закон «чем тоньше покрышка, тем лучше». Поэтому при выборе велосипеда стоит чётко отдавать себе отчёт о том, как он будет использоваться.
Что касается протектора, то для города подходит почти голая резина, для грунтовки – шипованная. Обратная ситуация чревата огромными проблемами при езде.
Вес и размер колёс
Чем больше размер колеса, тем более выгодная конверсия энергии при езде.
Для города оптимальным вариантом будут 29-дюймовые колёса. Для экстремальной езды – 24-дюймовые колёса.
Относительно веса колеса можно сказать следующее: не столько диаметр влияет на вес, сколько качество комплектации. Втулка, спицы, обод из алюминия будут весить намного меньше стальных.
Стоит отдавать себе отчёт в том, что ничто так не влияет на динамику разгона, как вес колёс.
«Восьмерка» колёс
«Восьмёрка» — это деформация колёс. Она появляется из-за удара на колесо и исправляется подтягиванием спиц. Небольшие «восьмёрки» на колесе можно устранить. Для этого нужно обратиться в мастерскую.
«Восьмёрка», как и любой другой дефект» влияет на скорость.
Посадка велосипедиста
Один из самых простых способов увеличить скорость велосипеда своими руками.
Узость посадки владельца байка положительно сказывается на уменьшении сопротивления воздушных масс. Это увеличивает скорость велосипеда.
Для улучшения аэродинамичности посадки профессионалы рекомендуют приобрести длинный вынос руля, монтировать его требуется как можно ниже.
Существуют также специальные лежаки, которые устанавливают на руль. Подлокотники, идущие в комплекте, позволяют экономить силы. Руки будут располагаться на уровне седла.
Некоторые самостоятельно обрезают руль под ширину плеч, пострадает качество управляемости велосипедом, однако аэродинамичные показатели увеличатся.
Также требуется убедиться в правильности регулирования высоты седла. С этой целью требуется сесть на байк и прокрутить педаль в нижнее расположение. Нижняя конечность должна быть практически полностью выпрямлена.
При постоянно согнутых ногах эффективность вращения педалей значительно ниже. Также это является провоцирующим фактором для развития заболеваний суставов в области колена.
Возможности неподготовленного велосипедиста
Труднодостижимые рекорды вдохновляют любого спортсмена, а обычному человеку, иногда выбирающемуся на велосипедные прогулки, намного интереснее узнать: с какой скоростью можно двигаться по обычным дорогам, не принимая участие в соревнованиях.
Для измерения скорости на велосипед, не так давно – пятнадцать-двадцать лет назад устанавливали большие, тяжелые и ненадежные механические спидометры. Сегодня каждый может позволить себе купить миниатюрный электронный велокомпьютер, который кроме текущей скорости и общего пробега отображает среднюю скорость движения, максимальную скорость, длину маршрута, темп в минуту, расход калорий, время в пути, и другу полезную информацию в более дорогих моделях.
Средний велосипедист на современном горном велосипеде без чрезмерных усилий может держать среднюю скорость 18-20 км/ч по шоссе, проезжая 10 км за 30 минут. Такой же велосипедист на шоссейном велосипеде может передвигаться со средней скоростью 20-25 км/ч по прямой асфальтированной дороге, проезжая 10 км за 25 минут. Пол ездока не имеет решающего значения, на таких скоростях. Средним велосипедистом считается человек, который катается примерно 20-50 часов в месяц или 1-2 часа в день.
На небольших расстояниях около 10 км развивать среднюю скорость 18 км/ч может каждый, включительно и подростки от 12-14 лет. Более опытный велосипедист, проезжающий не одну тысячу километров в год, аналогичную дистанцию проедет в два раза быстрее. У него выше физическая сила, лучше техника езды и, как правило, более качественный велосипед. Такие люди благодаря натренированной выносливости могут удерживать скорость около 30 км/ч, на дистанции 100 км по шоссе. На такие расстояния средний велосипедист крайне редко выезжает, или не ездит вовсе.
В городских условиях необходимо: объезжать остановившиеся автомобили и общественный транспорт, останавливаться на перекрестках и переездах, притормаживать до входа в повороты и перед пешеходами, поэтому средняя скорость велосипедиста в городе всегда ниже, чем на шоссе, приблизительно на 5-10 км/ч.
Несмотря на то, что на шоссейном велосипеде можно ездить быстрее по асфальту, чем на горном, его нельзя рекомендовать для поездок по городу. Байкер сидит низко на шоссейнике и имеет плохую обзорность, а остановится аварийно на таком велосипеде без заноса не получиться. Горный велосипед, хотя и медленнее шоссейного при движении по твердому покрытию, но более предпочтителен для езды по городу. На маунтингбайке очень легко маневрировать благодаря широкому рулю, а отличное сцепление широких шин с асфальтом позволит мгновенно застыть на месте.
При езде по пересеченной местности, даже на горном велосипеде, невозможно развить максимальную скорость 30 км/ч. Поскольку вне асфальта на пути часто встречаются ямы, бугры, песок, при проезде которых скорость значительно будет снижаться. При езде на маунтигбайке по лесной дороге средняя скорость обычно составляет 15 км/ч.
С другой стороны, шоссейный велосипед, имея малую толщину покрышек и большее распределение веса на переднее колесо, фактически не годится для катания по лесу. Средняя скорость движения шоссейного велосипеда при езде по песку, опавшим листьям, снегу составит 5-8 км/ч. При попытке преодолеть глубокий песок или снег на шоссейнике, переднее колесо занесет в сторону, или оно упрется в продавленный песок, и наездник, возможно, катапультируется через руль. Кроме того, при езде на велосипеде без амортизаторов по гравийной или прокатанной гусеничным транспортом дороге, очень быстро накапливается усталость, из-за ударов на руки и позвоночник.
Опытные спортсмены способны преодолевать расстояния в 100 километров, двигаясь со средней скоростью около 30 км/ч. Так Руй Кошта (победитель групповой гонки на 242 км) в 2013 году проехал дистанцию со средней скоростью 36 км/ч.
Для примера приведем нормы получения разрядов велоспорт-шоссе в дисциплине «индивидуальная гонка на время» (РОССИЯ):
Выбор передачи
Некоторые владельцы не знают, как определить, сколько скоростей на велосипеде. Правильно считать количество ведущих и ведомых звезд, а затем перемножить цифры. Получится искомое значение, оно зависит от выбранной модели. К примеру, у «Стелса» 3 звезды спереди и 6 сзади. Значение 18 для этой модели максимально. Но надо учитывать, что фактически число используемых передач меньше. Для комфортной езды по всем видам поверхностей количество скоростей на велосипеде не должно превышать 12. Комбинации звезд, которые приводят к перекосу цепи, использовать не стоит, ведь элемент может слететь или деформироваться.
Главное, на что стоит обратить внимание при выборе скорости, это особенности модели, рельеф местности и личные предпочтения велосипедиста. Чтобы было проще, стоит ознакомиться с таблицей
В ней приведены рекомендованные значения на примере модели «Стелс» с 18, 21, 24 скоростями соответственно.
Рекомендации для велосипеда с 18 скоростями
Действие | Левый шифтер | Правый шифтер |
Подниматься в гору на велосипеде | 1 | 1-3 |
Ехать по ровной дороге | 1-2 | 2-4 |
Спускаться с горы | 2-3 | 3-6 |
Рекомендации для велосипеда с 21 скоростью
Действие | Левый шифтер | Правый шифтер |
Подниматься в гору | 1 | 1-3 |
Ехать по ровной дороге | 1-2 | 3-5 |
Спускаться с горы | 2-3 | 6-7 |
Рекомендации для велосипеда с 28 скоростями
Действие | Левый шифтер | Правый шифтер |
Подниматься в гору | 1 | 1-4 |
Ехать по ровной дороге | 1-2 | 3-6 |
Спускаться с горы | 2-3 | 7-8 |
Факторы, влияющие на скорость движения
Уровень подготовки велосипедиста
Скорость движения больше всего зависит от физической силы и выносливости наездника. Опыт ездока больше влияет на скорость езды, чем выбор типа велосипеда. При движении по шоссе опытный велосипедист на горном велосипеде сможет удержать на хвосте начинающих гонщиков на шоссейных велосипедах, сохраняя более высокую скорость даже при подъёмах в гору.
Сопротивление встречного воздуха
На скоростях 25-27 км/ч существенно тормозит движение велосипеда сопротивление воздуха. Если дует встречный ветер, то становится трудно двигаться уже на скорости 10-15 км/ч. На горном велосипеде с широким и высоко установленным рулём, а особенно, с низко опущенным седлом, намного тяжелее крутить педали на скорости 30 км/ч, чем на шоссейном велосипеде. У шоссейника имеется особенная деталь — узкий руль с нижним захватом (бараньи рога). При ощутимом сопротивлении встречного ветра наездник шоссейного велосипеда может пригнуться к рулю, захватив руль за нижнюю часть дуги, таким образом, значительно снизив нагрузку.
Полностью избавиться от давления встречного воздуха можно только заехав в воздушный мешок, под защитой впереди идущего автобуса или грузового автомобиля. Но пристраиваться сзади за автобус или грузовой автомобиль очень опасно, так как они могут резко затормозить или повернуть при объезде ямы.
Сопротивление качению
Особенно ощущается это противодействие в начале движения. На разгон с места из-за него уходит больше энергии, как у велосипедиста, так и у двигателя автомобиля. После начала движения сопротивление качению меньше сказывается на величине усилия, необходимого для разгона. С увеличением скорости движения это противодействие постепенно уменьшается.
Увеличение трения между шиной и дорогой в первую очередь повышает величину сопротивления качению. Узкую шину, которая продавила мягкий грунт тяжело оторвать от земли. Шина с широко расставленным протектором чрезмерно притирается к твердому асфальтному покрытию, к тому же при этом быстро стирается. Поэтому выбирать покрышки по ширине, площади и глубине протектора следует с учётом того, по каким дорогам вы будете ездить на велосипеде.
Давление в камере значительно влияет на трение между шиной и дорогой. Чем сильнее накачана камера, тем легче колесо катится по асфальту и твердому грунту. Для облегчения езды по щебню, песку, грязи, снегу давление в камерах рекомендуется снизить.
Большой вес велосипеда сильно повышает величину сопротивления качению. Разогнать и толкать в гору тяжелый горный велосипед всегда сложнее, чем более легкий шоссейный.
Увеличение диаметра колеса уменьшает величину сопротивления качению. Велосипед для взрослых значительно дольше двигается накатом по прямой, чем детский. Кроме того большое колесо легче преодолевает неровности дороги, перекатываясь через маленькие ямки.
Трение в передаточных механизмах
Скорость велосипеда наверняка снизит не смазанная или грязная цепь, а также изношенные втулки и каретка. Если вы стремитесь достичь большой скорости, тогда вам необходимо купить дорогие втулки и механизм каретки, и в дальнейшем следить за состоянием их смазки.
Амортизаторы на велосипеде, особенно слишком мягкие, снижают скорость по ровному асфальту. Но они оказываются незаменимыми при преодолении участков дорог с мелкими неровностями. Амортизированная вилка при движении по городу оказывается не заменимой, тогда как от заднего подвеса можно и отказаться.
Вообще то, сильно придерживаться приведенных выше средних скоростей не стоит, тем более максимальных. Вы должны кататься на велосипеде с удобной для вас скоростью, получая удовольствие от поездки.