Тормозная система на велосипеде – один из самых важных элементов. Ее задача – экстренно остановить движение в сложной ситуации. В случае ее неисправности есть риск попасть в ДТП, что особенно опасно в условиях городской езды. Поэтому, когда скрипят тормоза на велосипеде – это серьезный повод для тревоги. Необходимо выяснить причину и постараться как можно быстрее ее устранить.
Какие бывают тормозные системы
На современных велосипедах есть два вида тормозных систем – дисковая и ободная. Каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками, у каждой есть свои сторонники и противники.
Ободные системы тормозят за счет сдавливания колодками обода (на него они и крепятся). Принцип их работы основан на создании препятствия вращения обода и за счет этого сокращения скорости. По форме они напоминают английскую букву V, поэтому их называют еще V-brake. Такое устройство позволяет с двух сторон давить на обод, что повышает эффективность торможения
В основе дисковых тормозных систем лежит, как видно из названия, специальный диск, прикрепленный к втулке колеса. Когда велосипедист нажимает на тормоз, на этот диск воздействует специальный механизм, он останавливает вращение втулки, что приводит к остановке самого велосипеда.
Обе системы эффективны, но чтобы они не подводили в опасной ситуации, долго и стабильно служили, за ними необходимо ухаживать, регулярно смазывать и проверять. Какие работы и с какой периодичностью проводить, можно узнать в инструкции по эксплуатации велосипеда.
Профилактика скрипа в тормозах
Если велосипед или тормозная система новые, необходимо время на обкатку и притирку всех механизмов. Детали механизма торможения должны притереться друг к другу, колодкам необходимо подстроиться к ободу. Для этого достаточно во время езды несколько раз давить на тормоз. Первое время деталям будет полезно поработать. Можно даже применить экстренное торможение, чтобы механизм побывал в стрессовой ситуации.
Тормозной механизм, как и все остальные велосипедные детали, необходимо периодически смазывать. Рекомендуется раз в месяц делать техническое обслуживание велосипеда и смазывать все механизмы. Это повысит срок их службы и избавит от посторонних механических звуков. Для смазки следует использовать масла, перечисленные в инструкции по эксплуатации.
Также необходимо содержать своего двухколесного друга в чистоте. По приезду домой с погулки рекомендуется его почистить. После дождя нужно не только убрать грязь, но и насухо протереть колеса. Остальные механизмы рекомендуется смазать, чтобы не образовалась ржавчина. Регулярный уход — гарантия стабильности в работе механизмов.
Как убрать скрип в тормозах
Если скрипят тормоза при торможении на велосипеде, в первую очередь рекомендуется почистить и обезжирить обод, чтобы убрать следы от колодок. Для этого можно использовать простое средство для мытья посуды, например, Fairy, или воспользоваться растворителем, бензином или керосином. Задача – убрать жир, поэтому простая вода не подойдет. Более того, в процессе мойки влага может попасть внутрь механизмов, что чревато коррозией.
Второе, что нужно сделать, если тормоза заскрипели – почистить тормозные колодки. Сделать это непросто, потребуется время и специальные инструменты. Нарушение порядка чистки колодок может привести к их быстрому износу и даже выходу тормозной системы из строя. Для чистки можно использовать мелкую наждачную бумагу.
Если скрипят гидравлические тормоза, то необходимо проверить корректность их установки по отношению к ротору, а также чистоту ротора. Во-первых, любые перекосы в тормозной системе должны отсутствовать, а просвет должен быть одинаковым с обоих сторон диска. Несмотря на то, что такие тормоза редко загрязняются, колодки и ротор рекомендуется периодически чистить и обезжиривать. Для этой процедуры также можно использовать бытовую химию или бензин.
Порядок правильной очистки тормозов велосипеда
Для работы потребуются резиновые перчатки, набор инструментов для ремонта велосипедов, наждачная бумага с мелким зерном.
Последовательность действий:
- Извлечение блокирующего элемента (потребуется отвертка), отделение его от корпуса колодки.
- Демонтаж велосипедного колеса и ротора. Потребуется набор гаечных ключей. Болты необходимо протереть чистой сухой ветошью.
- Промывка ротора. Рекомендуется использовать специальный состав, который продается в соответствующих магазинах, но подойдет и бензин или керосин. Задача на этом этапе – удалить следы от колодок с ротора. Поскольку чистящие вещества агрессивные, необходимо надеть на руки резиновые защитные перчатки.
- Зачистка поверхности ротора. Для этого потребуется мелкодисперсная наждачная бумага. После зачистки на детали не должно быть никаких шероховатостей. Результатом таких действий будет более качественное сцепление ротора и колодок.
- Очистка ротора после зачистки. Для этого также потребуется ветошь. Будьте осторожны, поскольку края у детали очень острые.
- Очитка велосипедного диска специальным раствором. После нанесения раствора диск нужно протереть насухо.
- Чистка колодок с помощью наждачной бумаги. После операции они должны быть гладкими, без шероховатостей.
- Обработка колодок чистящим спреем.
- Установка ротора и колодок.
- Проверка правильности сборки.
- Тестирование тормозов. Необходимо хорошо разогнаться и резко затормозить. Так рекомендуется сделать несколько раз, чтобы колодки хорошо притерлись к диску.
Причины скрипа дисковых тормозов и его устранение
Скрипят дисковые тормоза на велосипеде по нескольким причинам:
- Новая система или новый аппарат. Детали механизма должны притереться друг к другу, поэтому первое время они могут скрежетать. В такой ситуации достаточно просто интенсивно несколько дней поездить и не бояться тормозить.
- Царапины на роторе. Такая проблема может возникнуть, если система изначально или после ремонта установлена некорректно, а также при попадании песка или пыли между диском и колодками (при езде в лесу, на пляже, сельской местности). Предотвратить проблему можно регулярной чисткой.
- Попадание смазки. Эта причина самая распространенная. В этом случае происходит проскальзывание колодок, и они начинают скрежетать. Рекомендуется заменить колодки, а диск обезжирить с помощью специального состава или просто бензина.
- Низкое качество тормозной системы. На дешевых велосипедах используются дешевые материалы, которые могут быстро выходить из строя.
- Плохие погодные условия. Если влага попадает под колодки или на диск, может начаться скрежет, поэтому не рекомендуется кататься в дождливую погоду или специально проезжать по лужам.
- Плохая регулировка.
Причины скрипа ободных тормозов и его устранение
Колодки скрипят на велосипеде по нескольким причинам:
- Материал. Если резина твердая, она будет первое время скрипеть. Чтобы устранить посторонний звук достаточно некоторое время поездить и поработать тормозами. Если на колодках мягкий материал, скрипа не будет, но срок службы такого механизма меньше.
- Загрязнение обода колеса. Тормозную систему необходимо регулярно чистить и обезжиривать. Также скрип тормозов может происходить из-за изношенности обода. За его состоянием необходимо тщательно следить, иначе он может просто развалиться.
- Просвет и положение колодок. Они должны находиться параллельно, располагаться без перекосов, просветы между каждой колодкой и ободом должны быть одинаковыми. При настройке тормозной системы допускается только одновременное смещение обеих колодок, в противном случае будет неравномерный износ.
- Влага внутри колодок. Поскольку этот элемент тормозной системы изготовлен из резины, при частой эксплуатации в дождливую погоду он может впитывать влагу. В результате появляется скрип. В сухую погоду скрипят колодки значительно реже. Поэтому после прогулок в дождь рекомендуется просушивать велосипед.
- Недостаток смазки в механизме. Тормозную систему необходимо регулярно обслуживать – чистить и смазывать все детали.
Как правильно выбрать колодки на систему V-brake
Один из способов, как убрать скрип тормозных колодок – подобрать правильный механизм. По ремонтопригодности колодки бывают одноразовые и картриджные. Одноразовая означает, что после ее износа придется покупать новую тормозную систему. Заменить деталь не получится. У такого элемента есть только один плюс — более низкая цена по сравнению с картриджной системой.
Такой тип колодок более дорогой, но зато после износа можно просто заменить деталь. Если планируете долго пользоваться велосипедом, рекомендуется приобрести модель с картриджной системой. Если в планах заменить аппарат через некоторое время, то одноразовая вполне подойдет.
Колодки отличаются по размеру. Чем они больше, тем лучше сцепление. Максимальный размер следует выбирать, если владелец любит быструю езду, и ему нужно резко затормозить в условиях опасности. Небольшой или средний размер подойдет для тех, кто ездит спокойно.
Колодки выпускают для разных типов погоды. Но такие механизмы интересны в первую очередь профессионалам. Новичкам проще приобрести универсальный тип, который будет хорошо тормозить и в сухую, и во влажную погоду.
Чтобы избежать проблем на дороге, рекомендуется контролировать степень износа колодок. Как только поперечные канавки на резине исчезнут, деталь нужно менять. Эксплуатировать велосипед с изношенными колодками нельзя.
Особенности правильного торможения
Чтобы не задумываться, как избавиться от скрипа колодок, необходимо правильно тормозить. Кроме того, это залог безопасности на дороге.
Есть несколько правил:
- Соблюдать скоростной режим, ПДД и контролировать ситуацию на дороге. Это позволит избежать резкого торможения и продлить срок службы тормозов;
- Пользоваться передним и задним тормозами. Если резко нажать на передний тормоз, можно упасть, перелетев через руль. Есть риск получить травму. Задний тормоз может не справиться со скоростью и велосипед въедет в препятствие. Идеальный вариант – работать тормозами поочередно.
- Прогревать тормоза в дождливую погоду. При проезде через лужу, обод станет мокрым, сцепление с колодками ухудшится. Решить эту проблему помогает прогрев тормозов – периодическое нажимание на тормозные рычаги. Колодки согреются от трения, и их сцепление с ободом улучшится.
Итак, чтобы тормозная система на велосипеде долго служила и не издавала посторонних звуков, ее необходимо регулярно обслуживать – чистить, смазывать, сушить и т.д. Крайне важно контролировать состояние деталей, чтобы своевременно заменить изношенные.