Как исправить восьмерку на колесе велосипеда

Восьмерка на колесе, как и прокол, — самые распространенные неприятности, которые подстерегают велосипедистов. При возникновении этой проблемы можно обратиться за помощью в мастерскую — там на это уйдет, максимум, около часа. Но убрать восьмерку на колесе велосипеда можно и самостоятельно. Регулировка спиц на велосипеде своими руками — процедура несложная. С ней может справиться даже неопытный велосипедист.

Причины появления дефекта

Восьмерка — это вид деформации колеса, при котором происходит отклонение части обода от плоскости вращения. Она может возникнуть на колесах всех типов велосипедов. Более уязвимы к деформациям колеса больших диаметров: 28 и 29 дюймов. Каждый владелец найнера наверняка сталкивался с подобной проблемой. Ездить при таком дефекте на велосипеде можно, но качество езды ухудшается. Если проблему не устранить, это может привести к износу обода и последующей его замене. Поэтому при первых признаках дефекта необходимо принять меры.

Определить наличие восьмерки можно визуальным или контактным способом. В первом случае нужно раскрутить колесо и визуально выявить искривленный участок (он будет постоянно отклоняться от плоскости вращения). Контактный метод — более надежный. В этом случае необходимо провести маркером по ободу вращающегося колеса. После того как колесо сделает полный оборот, посмотрите на линию, сделанную маркером. По этой линии несложно определить место деформации.

На заметку. Восьмерка появляется вследствие воздействия нагрузок на колесо. Эти нагрузки подразделяются на статические и динамические.

Первый вид нагрузок воздействует на колесо постоянно. К статическим нагрузкам относятся: давление воздуха в камере и натяжение спиц. Степень воздействия на колесо прямо пропорциональна давлению в камерах. Натяжение спиц обеспечивает стабильное состояние колеса. Равномерно натянутые 36 спиц дают возможность колесу выдерживать нагрузку до 400 кг. С другой стороны, неравномерно натянутые спицы становятся причиной появления восьмерки.

как исправить восьмерку на колесе

К динамическим нагрузкам относятся:

  • вес велосипедиста;
  • преодоление препятствий — повышается риск ударов колеса;
  • торможение;
  • поперечные нагрузки, возникающие при поворотах.

Плохое качество спиц также приводит к деформации колеса — с течением времени происходит растяжение конструктивных элементов и появляется восьмерка.

Типы изгибов

Дефекты можно распределить на две категории:

  • восьмерка — деформация участка обода;
  • зонт — отклонение колеса от центральной части вилки;
  • яйцо — деформация, в результате которой колесо приобретает форму овала.
Лучшие статьи :  Как убрать прокруты на велосипеде

как исправить восьмерку на колесе

В зависимости от степени деформации восьмерки можно разделить на:

  1. Легкие. В этом случае обод и спицы остаются целыми. Изгиб  не превышает 3 мм. Причина легких восьмерок — усталость металла. Для ее устранения достаточно отрегулировать натяжение спиц.
  2. Средние. Обод и спицы также не повреждены, но изгиб превышает 3 мм. Такие восьмерки появляются в результате незначительных ударов.
  3. Сильные. В этом случае повреждаются все конструктивные элементы. Для устранения сильных восьмерок требуется замена поврежденных деталей. Потребуется переспицевать колесо.

Необходимые инструменты

Основной инструмент, который понадобится для исправления восьмерки на велосипеде — спицевой ключ. Такой ключ можно приобрести в любом специализированном велосипедном магазине. Изготавливают его из хромомолибденового сплава.

Ключи подразделяют на две категории: фрезерованные и штампованные. Первые имеют круглую форму. У них есть прорези для различных гаек ниппелей спиц. Штампованные имеют один или два паза под гайку. Чтобы устранить восьмерку, лучше использовать фрезерованный ключ. Он более долговечный и удобный. К тому же, с его помощью можно устранить изгиб колес мотоциклов, мопедов, скутеров, шоссейных велосипедов, а также байков для экстремального катания.

Лучшие производители этого инструмента:

  • Bikehand;
  • Blackout;
  • Shimano;
  • Park Tool;
  • Wrench Force Green;
  • KC-1.

Минимальная цена такого инструмента — 150 рублей. Ключ можно изготовить и самому. Для этого потребуются: автомобильная гайка на 1 дюйм (в качестве заготовки), тиски, штангенциркуль, ножовка по металлу (или болгарка), надфиль и наждачная бумага.

как исправить восьмерку на колесе

Алгоритм действий:

  1. С помощью штангенциркуля измерьте ниппель спицы.
  2. Нанесите на гайке отметки в местах пропилов.
  3. Закрепите заготовку в тисках и сделайте выборку глубиной 4 мм. Выборка нужна для ниппеля.
  4. Сделайте пропилы по нанесенным отметкам.
  5. С помощью надфиля и наждачки устраните дефекты пропилов.

Кроме ключа, для выравнивания колеса могут понадобиться: динамометр, смазка (Солидол, Литол 24) и бортировочные лопатки для снятия покрышки.

Внимание! Для натяжения спиц необходимо использовать только спицевой ключ! Использовать для этой цели плоскогубцы или разводной ключ запрещено!

Как устранить дефекты

Теперь рассмотрим, как исправить восьмерку на колесе велосипеда. Различают 2 способа борьбы с восьмерками:

  1. Силовое выпрямление.
  2. Регулировка колесных спиц.
Лучшие статьи :  Почему проскакивает цепь на велосипеде при нагрузке и как устранить эту неисправность

Рассмотрим оба способа.

Силовое выпрямление

Этот способ применяется, если деформация колеса образовалась во время поездки. В этом случае вам необходимо хоть как-нибудь выпрямить колесо, чтобы добраться домой. Первым делом необходимо снять колесо. Покрышку и камеру можно не снимать. Колесо повернуть выпуклостью к себе.

Взять его рекомендуется так, чтобы руки располагались под углом 60 градусов к очагу восьмерки. То есть, возьмитесь руками на отметках 10 и 2 часа (по циферблату). При этом очаг деформации должен располагаться на отметке 12 часов.

Уприте выпуклую область о колено и с силой давите по направлению от себя. Если вы один, давить придется на весу. Если рядом есть напарник, он может крепко прижимать колесо к земле. После выпрямления наденьте колесо и проверьте его на наличие восьмерки. Если она еще будет, придется повторить процедуру.

как исправить восьмерку на колесе

Недостатки метода силового выпрямления:

  • невозможно полностью устранить изгиб;
  • риск изгиба колеса в другую сторону;
  • неудобство;
  • невозможно отцентровать колесо, если обод изготовлен из крепкого материала.

Но несмотря на эти недостатки, этот метод не имеет альтернативы во время езды, когда нужно любым способом добраться домой.

Регулировка

Этот метод позволяет выправить колесо полностью. Его необходимо использовать в домашних условиях. В первый раз придется повозиться. Но в дальнейшем на это будет уходить меньше времени.

Пошаговая инструкция по устранению легкой восьмерки:

  1. Снимите шины и камеры с обода.
  2. Найдите и отметьте деформированный участок.
  3. Подтяните спицу, которая расположена в месте максимальной выпуклости. Поворачивать деталь нужно в сторону, противоположную выпуклости.
  4. Спицы, расположенные по бокам, нужно ослабить.
  5. Установите обод на велосипед и проверьте результат. Если дефект остался, повторите центровку.

как исправить восьмерку на колесе

Если восьмерка образовалась между двумя спицами, то одну из них необходимо немного подтянуть, другую — ослабить. Если искривление затронуло часть обода, в которой расположены 3 спицы, затяните сначала центральную на четверть оборота. Затем ослабьте крайние спицы на ¼ оборота. То есть ослаблять крайние элементы нужно в 2 раза меньше, чем затягивать центральную.

Схема выправления колеса при восьмерке, возникшей в области 7 спиц:

  1. Затяните центральную спицу на пол-оборота. Для удобства будем считать спицы слева направо. То есть центральная — четвертая.
  2. Ослабьте две соседние (третью и пятую) спицы на ¼ оборота.
  3. Вторую и шестую затяните на ⅛ оборота.
  4. Ослабьте первую и седьмую на ⅛ оборота.
Лучшие статьи :  Как снять цепь с велосипеда своими руками

Если обод выгнулся в другую сторону, уберите все натяжения, затяните ослабленные спицы и повторите процедуру с меньшими усилиями.

Для удаления средней восьмерки необходимо предварительно ослабить все спицы до состояния, когда они начнут «висеть». Затем их нужно подтянуть по всему кругу. Подтягивать нужно от ниппеля обода. Делать это необходимо в одном направлении через каждые 4 штуки. Пройдя один круг, перейдите на следующую и от нее отсчитывайте также 4. Только теперь нужно двигаться в противоположном направлении.

После прохождения полного круга смещайтесь еще на одну спицу и двигайтесь в ту же сторону, что и в первый раз. Оставшиеся спицы снова необходимо обтягивать в противоположном направлении. Этот способ обеспечивает равномерное натяжение. Если количество элементов отличается от 36, то обтягивать нужно с подходящим шагом (2, 3, 5 и т. д.).

При большой восьмерке необходимо полностью разобрать колесо и проверить обод. Если он деформирован, его придется заменить. Выправить его не получится — можно повредить края. Уцелевшие спицы проверьте на предмет деформации. Изгиб возле ступицы должен быть одинаковым для всех деталей. Если изгиб отличается, элемент нужно заменить. Также проверьте состояние отверстий ступицы. Если они увеличенные, замените ступицу. После этого смажьте спицы полностью, соберите колесо, подтяните и уберите лишнюю смазку

как исправить восьмерку на колесе

Профилактика

Эти рекомендации помогут избежать восьмерок:

  1. Ездить аккуратно, стараться избегать ударов колеса. При преодолении бордюров и других препятствий желательно спешиться.
  2. На колесах большого диаметра использовать качественные спицы из нержавеющей стали.
  3. Использовать двойные обода. Желательно, чтобы они были изготовлены из стали.
  4. Надежно закрепить колесо. При его вращении не должно быть люфтов.
  5. Регулярно проверяйте натяжение конструктивных элементов. Если некоторые из них окажутся ослабленными, подтяните их. Иначе повышается риск поломки. Подтягивать нужно аккуратно, чтобы избежать повреждения обода.

Заключение

Восьмерка может подстерегать как опытных райдеров, так и новичков. Но бояться ее не стоит. Починить колесо при появлении этого дефекта относительно несложно. Если не уверены в своих силах, регулярно сдавайте свой байк на техобслуживание в мастерскую.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: