Какие переключатели скоростей лучше использовать на велосипеде?

Велолайфхак: как правильно переключать передачи на горном велосипеде с 21 скоростью | autostadt.su
Содержание

Особенности выбора заднего переключателя скоростей

Для правильного выбора заднего переключателя скоростей на велосипеде нужно знать его конструкцию и некоторые особенности устройства. Ниже мы кратко расскажем о важным моментах при выборе.

Материалы изготовления заднего переключателя скоростей

От того, из какого именно металла выполнен задний дерайлер велосипеда, зависят такие факторы, как стоимость велобайка, его прочность и масса. Самый бюджетный вариант – это переключатель, выполненный из стального сплава, для бюджетных велосипедов. Минус такого устройства – подверженность деформациям, да и прочностные характеристики не лучшие. Гораздо лучшими вариантами являются.

  • Титан;
  • Углепластик.

Рамка изготавливается из карбона, а пружина титановая. Конечно, такие устройства используются в дорогостоящих велобайках высокого уровня.

Задние переклюки скоростей на основе сплава алюминия – своеобразный компромисс между приведенными вариантами. При этом отдельные комплектующие устройства (например, пружина) выполнены из стали.

Ролики

Предназначены для натяжения и направления цепи велосипеда. Различают 2 разновидности роликов.

  • Направляющие;
  • Натяжные.

Как правило, изготавливают их из пластика. Поскольку они значительно стираются, то требуют периодической замены. С износом роликов велобайка ухудшается качество переключений передач. Натяжные и направляющие ролики не являются взаимозаменяемыми деталями устройства. Кроме того, ролики от разных компаний-производителей велосипедов также не совмещаются.

Конструкция и принцип действия

Передний переключатель велосипеда состоит из нескольких деталей: хомут, для крепления перекидки на раму, параллелограмм с пружинами, регулировки крайних положений L и H , болта-фиксатора тросика и направляющей рамки.

Передний переключатель скоростей велосипеда работает по следующему принципу: при переключении скоростного режима на манетке, происходит натяжение или ослабление троса (в зависимости от того, увеличиваете вы скорость или уменьшаете). Трос приводит в движение параллелограмм, на котором закреплена направляющая рамка. Она давит на цепь внешней или внутренней стороной (зависит от того на какую скорость вы переключаете) и сталкивает цепь на нужную вам звезду. Если вы уменьшаете скорость, то уменьшается натяжение троса, и рамка под воздействием пружины смещается в сторону рамы, сталкивая цепь на меньшую звезду. В случае увеличения передачи, трос натягивается, и рамка, смещаясь от рамы, давит на цепь, которая, цепляясь за специальные штыри и выступы, (расположены на внутренней стороне 2 и 3 звезд) перескакивает на более крупную звезду системы.

Как работает переключатель можно посмотреть на данном видео.

Как вы могли заметить, конструкция и принцип действия передней перекидки не слишком уж сложны. Все основывается на банальной грубой силе. Но не каждый переключатель подойдет к определенному велосипеду. Далее мы рассмотрим, чем отличаются передние переключатели скоростей велосипеда.

Лучшие производители

В настоящее время велосипедные манетки выпускает множество компаний по всему миру. Самыми лучшими считаются 3 производителя:

  1. Shimano. Сегодня продукция этого японского бренда получила наибольшее распространение. Ее отличают высокая функциональность, качество конструкции, долговечность, надежность. Механизмы для велосипеда производят из прочных материалов с использованием современного оборудования. Спортивные манетки представлены несколькими сериями: Shimano Deore и Sram ESP 7.0 (имеют повышенный запас прочности, легкий вес), Alivio, Sram ESP 5.0 и Sram ESP 4.0 (устройства немного слабее профессиональных). Для любительской езды подойдут модели Acera и Sram ESP 4.0. Изделия неприхотливы в эксплуатации, пригодны для ремонта.
  2. Sram. Американский бренд, который выпускает 10 различных групп оборудования для велосипедов: Х.0 (манетки профессионального уровня), Х-9, Х-7 (полупрофессиональный класс), SX (навески для байков с 24–27 передачами), 3.0 (модели для начинающих спортсменов).
  3. Microshift. Многие велосипедисты считают манетки Shimano слишком мягкими, а элементы Sram — чересчур жесткими. Золотой серединой станет продукция тайваньского бренда. Рычаги располагаются максимально удобно, переключение скоростей можно производить большим пальцем. Microshift TS50 выпускают для шести- и семискоростных трещоток и кассет, TS70, TS75 оптимальны для велосипедов с 8–9 звездочками.
  4. Rohloff. Компания занимает лидирующие позиции по сложности механизмов. Шифтеры включают в себя до 14 планетарных составляющих. Модели характеризуются большим числом передаточных отношений, высокой эффективностью работы.

Перечисленные компании давно работают на рынке, имеют хорошую репутацию. Популярность их продукции обусловлена высоким качеством, надежностью, практичностью механизмов.

ShimanoSramMicroshiftRohloff

Популярные бренды

Наиболее популярным брендом в настоящее время является Shimano. Данная фирма известна тем, что производит самые разнообразные переключатели, начиная от самых дешевых и заканчивая профессиональными моделями. Множество моделей от производителя Shimano позволяют подобрать оптимальный вариант на любой велосипед: шоссейный, городской или горный. Для новичков отличным вариантом станет модель «Sora» или «Tiagra».

Среди популярных производителей стоит отметить Sram. Данная фирма производит переключатели скоростей в разных ценовых сегментах. Основное отличие – отсутствие тематических линеек. Среди самых простых и дешевых можно отметить модели «Х-3» и «Х-4», а среди наиболее качественных «Х-7» и «Х-9».

Главный конкурент Shimano уже в ближайшем будущем – это тайванский производитель Microshift. Основной фишкой компании является хорошее качество по низким ценам. Многие европейские страны уже оценили переключатели скоростей данной фирмы. Стоит заметить, что среди преимуществ этого бренда есть еще один очень важный – полная совместимость с переключателями Shimano. Этот плюс можно очень выгодно использовать при ремонте.

Для любителей высочайшего качества стоит обратить внимание на немецкого производителя Rohloff. Его планетарные втулки состоят из тщательно отобранных элементов и собираются только вручную

Преимуществ у продукции данной фирмы огромное множество, но и заплатить за них придется довольно дорого.

Длина рамки заднего переключателя скоростей

Существуют три стандартных длины рамки, определяющие такой показатель как «емкость переключателя» — диапазон передаточных отношений, с которым может работать задний переключатель скоростей. Большая длина рамки позволяет выбрать переключателю больший провис цепи — большую «емкость».

Если выразить по другому, то «емкость переключателя скоростей» — это суммарная разница между самыми большими и самыми маленькими звездами кассеты и системы, которая может быть отработана переключателем без провисания или заедания цепи. Например если на велосипеде стоят кассета 11-32Т и система 22-32-44Т, то минимально допустимая емкость заднего переключателя скоростей вычисляется так: (32-11)+(44-22)=43Т.

Если установить переключатель скоростей у которого рамка короче чем требуется, тогда цепь будет слабо натянута на передней маленькой и задней маленькой звездах (если длина цепи подобрана правильно).

Если установить задний переключатель скоростей со слишком длинной рамкой, это не повлияет на работу переключателя, однако увеличится вес и появится риск задеть рамкой переключателя какое-либо препятствие. Некоторые велосипедисты специально подбирают более короткую рамку, чтобы исключить задевание препятствия, но есть ли в этом смысл пока не ясно.

Точные значения емкости задних переключателей скоростей Вы найдете в каталогах производителей, но мы укажем примерное правило выбора длины рамки:

  • короткая рамка: MTB с одинарной системой (экстремальные велосипеды), шоссейные велосипеды с двойной системой;
  • средняя рамка: MTB с двойной системой (2х9, 2х8), шоссейные велосипеды с тройной системой (или с двойной системой и горной кассетой);
  • длинная рамка: MTB с тройной системой (а также 2х10 с кассетами типа 11-36) и остальные варианты.

Направление действия пружины

Самая распространенная конструкция задних переключателей скоростей (top normal), та в которой на большие звезды цепь затягивается тросиком (усилием велосипедиста), а в обратном направлении цепь стягивается пружиной. Так устроены все шоссейные переключатели, переключатели фирмы SRAM и большая часть горных переключателей фирмы Shimano.

Лучшие статьи :  Настройка заднего переключателя скоростей

В 2003 году компания Shimano выпустила задний переключатель с «перевернутой» конструкцией (Rapid Rise или low normal). При такой конструкции велосипедист посредством тросика сбрасывает цепь на малые звезды, а на большие она затягивается пружиной. Единственный плюс такого переключателя в том, что на обычных манетках меньшие цифры соответствуют меньшим звездочкам и понижение/повышение передач на обеих манетках происходит одинаково. Это может быть удобно для освоения новичками. Основной минус в том, что у такой конструкции меньшая грязеустойчивость.

Как выбрать?

Выбор переключателя передач на велосипеде в первую очередь зависит от ценового вопроса

Однако важно учитывать некоторые технические характеристики. Одним из наиболее важных является тип крепления

В настоящее время есть следующие варианты крепления:

  • хомутом к трубе рамы;
  • на спецплощадке;
  • на каретке велосипеда.

При выборе переключателя также важно подобрать тип проводки троса от руля. Чаще всего трос тянут к переключателю скоростей или по нижней трубе под кареткой или по верхней трубе рамы

Таким образом, встречаются универсальные переключатели, а также с верхней или нижней тягой.

Еще одним важным моментом являются параметры системы звезд. Чаще всего встречаются двух- или трехскоростные системы

Также важно знать число звезд в заднем переключателе, так как от этого зависит толщина цепи. Лучше учесть и размеры наибольшей звезды, емкость системы, минимальную разность зубьев на большой и средней звездах, длину оси каретки и угол нижних перьев

Ёмкость переключателя

Ёмкость переключателя – это значение, вычисляемое как сумма диапазонов наборов звёзд, т.е. формула для вычисления = (Зубьев на большой звезде спереди – Зубьев на малой звезде спереди) + (Зубьев на большой звезде сзади – Зубьев на малой звезде сзади). После нехитрых вычислений появляется значение в диапазоне от 10 до 50, которое уже можно использовать при поиске нужной модели.

Физически, разница эта – в длине рамки, находящейся между двумя роликами заднего переключателя, и возможность её отклонения становится определяющей в дельте размеров звёздочек. Снизу этот показатель жестко ограничен допуском в 10 единиц.

Настраиваем задний переключатель велосипеда самостоятельно

Настройка заднего переключателя на велосипеде — это процесс, который многим кажется очень сложным и доступным лишь опытным механикам. На деле оказывается что не все так ужасно сложно и разобраться с этой процедурой может каждый.

Более того, регулировать правильность работы заднего механизма переключения скоростей на велосипеде нужно довольно часто. И лучше этому научиться самому, чем терпеть несносные трески и проскоки цепи на пути к мастерской.

Мы подготовили для вас инструкцию, которой пользуемся сами, уверяем — у вас все получиться! Итак, поехали:

Максимально ослабьте трос заднего переключателя, для этого переключитесь на самую скоростную передачу (маленькая звезда сзади), и закрутите все винты, регулирующие натяжение троса. Если присутствует слишком сильное провисание или ослабление, открутите фиксирующий винт на заднем переключателе и немного протяните трос.
Проверьте работу заднего переключателя приподняв колесо от земли и спокойно вращая педали вперед-назад. Если же цепь в таком положении заднего переключателя норовит соскочить вниз с самой маленькой звезды, настройте нижнее положение переключателя винтом с отметкой H — потихоньку вкручивайте его. Если наоборот, при ослабленном тросике цепь пытается перескочить выше на большую звезду, тогда выкрутите регулировочный винт H. 
Сделайте один щелчок шифтером, чтобы сменить передачу на более легкую. Если задний переключатель не перевел цепь на следующую звезду, подкрутите регулировочный винт на переключателе против часовой стрелки, это заставит переключатель двигать цепь левее, тем самым перекидывая её на одну звезду выше. Важно! На каждой передаче верхний ролик заднего переключателя должен быть в одной плоскости с той звездой, которая соответствует установленной скорости на шифтере. 
Если же цепь перешла на нужную звездочку и норовить перепрыгнуть дальше или же сразу перескочила через одну звезду — проверните регулирующий винт по часовой стрелке. Это немного ослабит трос и заставит задний переключатель двигаться правее, тем самым сдвигая цепь на правильную передачу.
Установите самую легкую передачу на шифтере, что соответствует самой большой звезде сзади. Если задний переключатель пытается сбросить цепь в сторону спиц — ограничите его движение закрутив винт L. Ну а если наоборот, что-то мешает сменить скорость на самую легкую (на шифтере не происходит щелчок или происходит но цепь не может запрыгнуть на последнюю звезду), наоборот, выкрутите винт L. 
Быстро вращая педали вперед, проверьте работу заднего переключателя на каждой передаче в сторону набора и сброса. Если возникают проблемы при смене скоростей вверх или вниз, повторите пункты 3 и 4.

    Но, как говорится, лучше один раз увидеть:

    Настраивая задний переключатель на велосипеде учтите

  • цепь должна быть очищена и смазана, в таком случае она становиться намного эластичнее и с легкостью двигается переключателем в нужную сторону;
  • рубашки подводящие трос от манетки (моноблока) к заднему переключателю не должны иметь слишком больших изгибов или заходить под очень острым углом. Таким  образом будет затрудняться движение троса внутри рубашек, а на регулировку заднего переключателя можно потратить уйму времени так и не добившись результата;
  • рамка заднего переключателя должна быть строго параллельна звездам (колесу). Если имело место падение на правую сторону или вы просто зацепились за что-то задним переключателем, это могло согнуть серьгу, которая крепит переключатель и сбить его настройку;
  • проверьте, нет ли посторонних предметов между звездами сзади. Часто бывает что в кассету (трещотку) набивается трава, сорняк, грязь, а иногда даже проволока и это препятствует цепи занять свое правильное положение;
  • проверьте, не растянута ли цепь велосипеда? Часто случается что владелец пропустил момент когда нужно было сменить цепь, в таком случае не исключены перебои в работе заднего переключателя;

    Настройка заднего переключателя с обратной тягой

     Принцип работы задних переключателей с обратной тягой абсолютно идентичен обычным. За исключением направления в котором происходят натяжение его лапки. В таком случае, регулировку заднего переключателя стоит начинать с самой легкой передачи (наибольшая звезда сзади), а все остальные процедуры одинаковы.

    Как видите, настроить задний переключатель на велосипеде не так уж и сложно. Главное — разобраться в его устройстве, иметь нужные инструменты и несколько раз прочитать нашу инструкцию. А если у вас возникли трудности — смело обращайтесь к нам, мы подскажем как быть в вашей ситуации.

В чем плюсы планетарных втулок

  1. Высокая надежность по сравнению с системой переключения передач на основе кассеты. Передачи переключаются быстро и точно. К тому же их можно переключать стоя на месте, в отличие от наружной системы, в которой скорости нужно переключать только в движении.
  2. В планетарной втулке можно переключатся между разными скоростями напрямую, а не последовательно как на обычной системе.Т.е., если необходимо быстро переключится с 1-ой скорости на 5-ю, то на обычной системе нужно последовательно переключать скорости: с первой на вторую, потом на 3, 4 и только потом на 5-ю, что занимает определенное время, то в планетарке можно сразу переключить с первой на пятую.Правда, все плюсы от такого переключения можно ощутить только на многоскоростных моделях. На модели с тремя скоростями это не так заметно, хотя переключение всё равно происходит быстрее и удобнее чем на стандартном варианте.Особенно это удобно при езде в городском ритме.
  3. Не нужно практически никакого технического обслуживания.Вообще эти втулки необслуживаемый компонент. Единственно, в процессе эксплуатации, возможно, придется регулировать натяжение тросика переключения передач, который может растянуться. Зато Вы избавлены от проблемы износа звезд системы, кассеты, цепи, настройке механизма переключения передач и прочих забот.
  4. Использование обычной односкоростной цепи.На планетарной втулке, как и на односкоростном велосипеде, используются только две звезды – передняя и задняя, и цепь работает без перекосов. В результате одна цепь будет работать всю велосипедную жизнь.А с учетом того, что односкоростные цепи дешевле своих многоскоростных собратьев и их не нужно регулярно менять – эксплуатация такого велосипеда будет стоить значительно дешевле. А теперь добавьте сюда необходимость так же регулярно, в связи с износом, менять звезды системы и кассеты, их стоимость, а так же стоимость таких работ и станет понятно, что при длительной эксплуатации велосипеда, первоначально более высокая цена планетарной втулки вполне себя оправдывает и окупает.
  5. Её не нужно регулярно мыть и чистить.Механизм втулки находится в масле в пыле и влагозащищенном корпусе, но грязевые ванны для него все равно нежелательны.Помните, что обычный механизм переключения передач требует регулярной мойки и чистки от попадающей в него грязи для уменьшения износа цепи и звезд.Так же при мойке велосипеда струей воды под большим напором, например, на автомойке или домашним кёрхером, не нужно струю воды направлять непосредственно на саму втулку.
  6. Возможность использования ножного тормоза.Ножной тормоз – один из самых интуитивно понятных, эффективных и надежных. Работает в любую погоду: в грязи, под дождем, на колесах с «восьмеркой» и т.д. Лично мне байки с такими тормозами нравятся больше всего. Особенно если в дополнение к ножному тормозу на заднем колесе стоит ободной тормоз на переднем.Справедливости ради скажем, что ножной тормоз работает только на втулках с внутренним тормозным механизмом. Существуют многоскоростные втулки без такого механизма и на велосипедах с ними устанавливают дисковые или ободные тормоза.
  7. Достаточно интересный и не такой явный, но очень практичный плюс планетарок в том, что на таких велосипедах, как и на односкоростных моделях, используется защита цепи, чего нельзя поставить на обычных многоскоростных байках. А это значит, что не пачкаются брюки и на цепь попадает гораздо меньше грязи и ее нужно реже мыть и смазывать.Так что если велосипед используется при поездках на работу, то чистые брюки – большой плюс.
  8. Для любителей зимнего катания использование планетарного переключения передач просто находка. В отличие от звездной системы переключения передач планетарка не забивается снегом, не подвергается обледенению и её механизм всегда работает надежно.Встроенный в планетарку барабанный тормоз надежно работает при низких температурах и, в отличие от V-brake и дисковых тормозов, не боится налипания снега на тормозные колодки и обледенения ободов или ротора, продолжая зимой работать так же надежно, как и летом.
  9. Планетарки не повреждаются при авариях и падениях велосипеда на бок. Там просто нечему ломаться – нет никаких наружных частей.
  10. Для переключения передач используется только одна ручка и скорости идут одна за другой. Новичку легче разобраться, хотя, это дело привычки.
  11. Заднее колесо более прочное и жесткое. Так же как и на односкоростном байке, угол наклона спиц на колесе с планетаркой одинаков с обеих сторон. Это дает возможность увеличивать натяжение спиц. А чем оно выше — тем колесо прочнее и жестче.
Лучшие статьи :  Какой должна быть одежда для велосипедистов?

Как настроить задний переключатель скоростей

Все работы по настройке заднего переключателя скоростей удобно проводить, когда заднее колесо велосипеда приподнято вверх. Для этого можно воспользоваться подножкой (если таковая предусмотрена конструктивно), либо установить двухколесное транспортное средство на обычной гладильной доске, либо воспользоваться помощью друга.

Рассматриваемый процесс нужно проводить поэтапно.

Подготовка

Сначала необходимо установить цепь на среднюю звездочку спереди, а на самую маленькую звездочку – сзади. Теперь внимательно осматриваем задний перебрасыватель – его нужно тщательно очистить от грязи, застрявших травинок и палочек. Цепь отмывается и смазывается, кассета не просто очищается от грязи, но и продувается от пыли – даже эти простейшие манипуляции приведут к улучшению работы заднего переключателя скоростей на велосипеде.

Освобождение тросика

Чтобы это осуществить, достаточно до упора вкрутить винты натяжения на заднем перебрасывателе и на руле возле манетки, а затем вытянуть тросик из зажимного винта крепления.

Специалисты не рекомендуют полностью снимать освобожденный тросик велосипеда, но вот осмотреть его на предмет повреждений (в случае их обнаружений, трос придется полностью заменить) и тщательно смазать его, предварительно очистив от грязи, нужно обязательно.

Установка предела хода на самую маленькую звездочку

Для этого нужно присесть сзади велосипеда и проворачивать регулировочный винт с маркировкой «Н», одновременно с этим перебрасыватель устанавливается так, чтобы и ролики, и самая маленькая звездочка в колесе находились на одной линии.

Обратите внимание: в осуществлении этого процесса есть одна хитрость – если велосипед достаточно долго эксплуатируется и перебрасыватель не отличается новизной, то качественно отрегулировать его можно, выставив рамку не по прямой линии, а сместив ее вправо от колеса буквально на 1-2 мм. Проверить правильность установки предела хода на самую маленькую звездочку можно вращением колеса: цепь не будет соскакивать в сторону, а весь механизм будет работать практически бесшумно

Проверить правильность установки предела хода на самую маленькую звездочку можно вращением колеса: цепь не будет соскакивать в сторону, а весь механизм будет работать практически бесшумно.

Регулировка натяжения троса

Такая регулировка выполняется буквально в 2 действия:

  1. Натягиваем тросик и фиксируем его крепежным болтом. Причем, делать это нужно рукой, плоскогубцы применять в данном случае неуместно.
  2. Вращаем пустотелый винт с барабанчиком и натягиваем трос таким образом, чтобы при одном щелчке и нажатии манетки перебрасыватель легко и беспрепятственно(без задержек даже на секунду) переходил с одной звездочки на другую и обратно.

Стоит отметить, что процесс регулировки натяжения троса занимает несколько минут – достаточно настроить правильный переход только между двумя соседними звездочками, а все остальное будет работать автоматически.

Обратите внимание: в некоторых моделях велосипедов для тросика в зажиме предусмотрена канавка – проследите при регулировке, чтобы он лег точно в нее, а не был пережат в неправильном положении

Установка предела хода на самую большую звездочку

Делается все строго по инструкции:

  1. Чтобы ничто не мешало ходу перебрасывателя, ослабляем регулировочный винт с маркировкой «L».
  2. Медленно проворачиваем педали и одновременно перебрасываем цепь на самую большую звездочку сзади.
  3. Проворачиваем регулировочный винт с маркировкой «L», тем самым добиваясь выравнивания перебрасывателя в положении, когда его ролики и самая большая звездочка кассеты находятся на одной линии.

Обратите внимание: в данном случае, если перебрасыватель уже сильно изношен, для облегчения процесса установки/регулировки нужно сместить его рамку по направлению к колесу. Во многих случаях именно такого минимального смещения рамки и не хватает для перебрасывания цепи в нужное положение

Регулировка натяжителя цепи

Процесс этот простой и даже неопытный велосипедист, далекий от принципа ремонта своего транспортного средства, справится с ним за несколько минут. Что нужно сделать:

Цепь переводится на самую маленькую звездочку спереди и самую большую сзади.
Обращаем внимание на вращение роликов натяжителя – если в момент перебрасывания цепи он задевается за звезду в кассете, то нужно закрутить винт натяжения цепи. Путем этого действия устанавливается зазор между цепляющимися элементами в 5 мм.
Цепь переставляется на самую большую звездочку спереди и самую маленькую сзади, попутно проверяется уровень натяжения цепи в таком положении.

Как правильно настроить задний и передний переключатели скоростей на велосипеде: фото и описание процесса

Несмотря на то, что велосипед был изобретён уже очень давно и, казалось бы, давно должен был устареть, но это двухколесное средство передвижения обретает всё большую популярность с каждым годом. Любители езды на велосипеде отдают предпочтение этому виду транспорта благодаря его удобству, легкости управления, экологической безопасности и практичности. Большой популярностью пользуются не только обычные велосипеды, но и горные, трековые велобайки, в которых задействованы современные инновационные технологии. Чтобы езда на велосипеде доставляла владельцы удовольствие, за ним нужно ухаживать и следить за состоянием всех деталей и узлов

Если в процессе передвижения на велосипеде, вы слышите посторонние звуки, скрип, стук и подергивания во время переключения скоростей, пришло время обратить внимание на такую деталь как переключатель скоростей передач

Скоростные велосипеды

Откуда пошли переключатели? Идея сформировать удобную для управления трансмиссию реализовалась в начале двадцатого века, но система была не особо удобной – с каждой стороны заднего колеса было по звёздочке, и чтобы «перекинуть» скорость, необходимо было буквально перенести цепь с одной звёздочки на другую.

Такой механизм остался бы стандартом (на практике к тому же неиспользуемым, так как ему на смену пришли планетарные модели), если бы не спортивные дисциплины. В 1950-х годах итальянец Туллио Компаньоло изобрел и впервые опробовал на практике современный задний переключатель.

Лучшие статьи :  Защита велосипеда от угона

Методика: как правильно настроить на велосипеде задний переключатель скоростей Шимано?

Процедура ремонта и отладки узлов цепной передачи должна проводиться на чистой веломашине. Обязательно следует поднять заднее колесо, для чего подвешивают раму на крючке или же готовят специальную подставку.

Подготовительный процесс

Как сказано выше, грамотную настройку предваряет тщательная очистка. Иногда даже такая процедура способна благотворно повлиять на работоспособность механизмов. Технологические моменты подготовительных работ заключаются в следующем:

  1. Почистить переключатель и кассету звездочек.
  2. Очистить от старой смазки ролики натяжителя.
  3. Вымыть и смазать цепь.

Далее нужно освободить торос, для чего винты натяжения у манетки и на заднем перебрасывателе вкручивают до упора. Тросик из зажимного винта следует вытянуть, но снимать его вовсе не обязательно. Не помешает осмотреть его с целью обнаружения повреждений и при необходимости обработать смазкой.

Как наладить ограничитель высоких передач?

Для юстировки цепь устанавливают в положение высокой передачи, когда задействованы самая малая звезда сзади и большая спереди

Для тех, кто интересуется, как на горном велосипеде настроить задний переключатель скоростей, важно запомнить – суть юстировки заключается в установке задней маленькой звезды в одну линию с роликами натяжителя. Реализация этой задачи осуществляется за счет вращения регулировочного винта H:

  • по часовой стрелке – рамка отклоняется в сторону большой звездочки;
  • против часовой стрелки – рамка смещается к внешней стороне.

Как отрегулировать ограничитель низких передач?

Функционал ограничительного винта L состоит в предотвращении переброса цепи за пределы большой звезды. Неправильная наладка может привести к заклиниванию цепи в промежутке между звездой и спицами или невозможности включения низкой передачи.

Перед процедурой наладки нужно установить цепь так, чтобы она находилась сзади на большой звездочке, а спереди – на маленькой. Винт L максимально выкручивается, чтобы переключатель двигался без ограничений. Цель настройки – выставить ролики натяжителя и большую заднюю звезду в одну плоскость. Задача выполняется при помощи вращения винта L:

  • по часовой стрелке – узел перебрасывателя смещается в сторону малой звездочки;
  • против часовой стрелки – узел перемещается в сторону колеса.

Как отладить натяжение троса?

Технологический процесс прост – достаточно отладить переход между двумя соседними звездами, индексная система смены передач устроена так, что переключение будет отрегулировано на всех звездах кассеты:

  • натянуть трос рукой и зафиксировать его крепежным болтом;
  • окончательная наладка осуществляется вращением пустотелого винта с барабаном (позиция 2 на рисунке), цепь должна легко переходить с одной звезды на другую и обратно при одном нажатии на манетку.

По завершении регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде следует надежно натянуть и закрепить тросик

Важно, чтобы он лег в направляющую канавку. Если работы выполнены правильно, то при вращении педалей цепь работает бесшумно и не соскакивает в сторону

Настройка натяжителя цепи

Натяжитель представляет собой узел перебрасывателя, который обеспечивает оптимальную жесткость цепной передачи. Чрезмерное натяжение не только затрудняет передвижение цепи, но и изнашивает систему переключения передач. Ослабленное же состояние препятствует четкому переходу.

Отладка узла натяжителя выполняется по схеме:

  • Установить цепь сзади на самую большую звездочку, а спереди – на самую малую.
  • Если при передвижении цепи ролик натяжителя задевает кассету, то нужно закрутить винт натяжения (позиция 3 на рисунке) так, чтобы зазор между ними составлял около 5 мм.
  • Установить цепь сзади на самую маленькую звездочку, а спереди – на самую большую, и повторить операцию, описанную в пункте 2.

Выбор манеток для велосипеда

Что из двух видов предпочесть? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя — каждый велосипедист выбирает то, что ему удобно или по другим каким-либо соображениям. С точки зрения безопасности, при падениях, грипшифты практически не страдают. Рапид файр же при падении страдает чаще, из-за конструктивно торчащих рычажках и индикаторе, который вылезает за руль. Правда, в некоторых последних моделях рапид файр, индикатор спрятан под руль, поэтому хорошо защищен.

Грипшифт имеет один существенный недостаток, когда он может переключаться сам во время прыжков, из-за того, что рука лежит на нем постоянно. Для того, чтобы такого не происходило, грипшифт сдвигают ближе к центру руля, а также ставят грипсы большей ширины.

Как для велосипеда выбирать манетки — современные манетки подвязаны под стандарт Speed Indexed System (SIS), когда переключение происходит при помощи щелчков строго по скоростям. Однако, есть еще устаревшие фрикционные манетки, не имеющие фиксированных положений.

Кто чего выпускает и про совместимость

Компания Shimano производит только рапид файр, исключением составляет только самая младшая группа Tourney. SRAM выпускает только грипшифты, исключение — группа 9.0 и Gemini Pro, совместимая с Shimano. Однако, не у всех правых манеток SRAM есть совместимость с задними переключателями Shimano.

При переключении манетки, у троса происходит поступательное движение, однако величина смещения троса во время переключения на одну скорость различная: у всех манеток Shimano она равна 10мм, у передненго левого шифтера SRAM – 10мм, а у заднего правого – 5мм. Это относится к грипшифтам SRAM линейки ESP (3.0 — 9.0 и 9.0SL).

Как для велосипеда выбирать манетки — SRAM выпускает также линию грипшифтов, которые совместимы с задними переключателями Shimano. У них шаг перемещения троса точно такой, как и у Shimano – 10 мм. Эту линию представляют такие группы:

1. Performance (Rocket).
2. Competition (Gemini Pro, Attack).
3. Enthusiast (Centera, Verio comfort).
4. Recreation (MRX plus).
5. Entry level (MRX).

Еще посмотреть статьи на эту тему:

Переключатели скоростей велосипеда. Передний переключатель. Его работа состоит в том, чтобы перебрасывать цепь с одной звезды на другую. Параллелограммный механизм перемещает…

Почему на велосипеде плохо переключаются передачи. Когда передачи плохо переключаются и заедают, то владельцы таких велосипедов говорят, чего мол можно ожидать от недорогих компонентов. Очень сильно удивляются…

Апгрейд трансмиссии велосипеда. Если Вы вдруг решили избавиться от надоевших и неустраивающих переключателей и манеток и т. д., то сразу приготовьтесь, что “малой кровью” трансмиссию заменить не получится…

ПРАВИЛЬНО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

Правильное переключение скоростей обуславливается одним главным правилом, соблюдение которого является очень важным – при езде нужно следить, чтобы цепь не перекашивалась. Такое может случиться, если цепь зацеплена на противоположных крайних позициях передних и задних звезд. При таком расположении цепи, она цепляется за все возможные и невозможные препятствия, подвергается неравномерной нагрузке и гораздо быстрее изнашивается.

Вот несколько советов, которые помогут вам правильно переключать скорости:

  • Лучше не занимайтесь переключением скоростей, когда едите под горку. Первое, что произойдет с вами, это потеря ритма езды, что отразится на вашей выносливости и скорости передвижения, соответственно. Еще этого не стоит делать, так как при подъеме в гору напряжение цепи и так довольно высокое, а если при этом еще и заниматься перебрасыванием цепи между звездами… Такие действия пагубно отразятся на ресурсе деталей, и, в скором времени, может последовать поломка. Так что переключать скорости нужно перед подъемом, в момент наибольшего расслабления цепи.
  • Огромное количество велолюбителей крайне редко пользуется передним переключателем скоростей на своем байке. Почему так повелось, ответить трудно, но, тем ни менее, это факт. Намного более эффективно, во время движения по дороге, резко изменяющей свой наклон, пользоваться передней передачей. Одно переключение на передних звездах, в этом случае, принесет больше эффекта, чем два-три переключения на задних. Просто выставьте цепь сзади на средней звезде и переключайтесь передними.
  • Когда на вашем пути намечается достаточно серьезный спуск, то, снова-таки, выполните переключение скоростей перед тем, как начнете ехать вниз. Это связано с тем, что когда процесс езды вниз начнется, лучше не отвлекаться от тормозов, да и за дорогой нужно будет следить особо внимательно, ведь падение на спуске – штука неприятная.
  • Переключение скоростей должно быть плавным. Не должно раздаваться никакого грохота, скрежета, стука и прочих посторонних звуков. Если вы будете за этим следить, то система переключения скоростей прослужит вам значительно более длительное время.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: