Гравел-байки (гравийные велосипеды)

На сцену выходят гравел байки

На мой взгляд, толчком к выделению гравелов в отдельный класс послужило решение производителей велокомпонентов вывести на рынок шоссейных велосипедов дисковые тормоза. Перед маркетологами стояла непростая задача — сломать скепсис потребителей: ведь самые консервативные велосипедисты это шоссейники. Шоссейные велы не менялись по сути десятилетиями, вбирая в себя лишь технологические инновации, но форма оставалась неизменной много лет.

И тут — дисковые тормоза, вопиющий моветон. Маркетологи, видимо, рассуждали так: во-первых, людей надо приучить к виду шоссера с дисками. Во-вторых, у нас есть класс комфортных шоссеров, который не очень популярен ввиду узости ниши — вроде как обычный шоссейник, только тяжелее и медленнее.

Давайте поставим на него дисковые тормоза и будем позиционировать как универсальный шоссейный велосипед. В первую очередь станем упирать на то, что он способен ездить по гравийным дорогам (вот, диски в подтверждение), а на асфальте лишь немного уступает спортивному шоссейнику. А там глядишь, дисковые тормоза перестанут вызвать бешенство у велосипедистов, тогда и переведем на них всю шоссейную линейку.

Совет маркетологам, как сделать хороший гравел байк

Итак, рецепт хорошего гравел байка:

Рама. Берем легкую раму от циклокроссера, дорабатываем, чтобы вмещалась более широкая покрышка, полноразмерные крылья и еще оставался достаточный грязевой зазор. ETT рамы должна быть немного короче, чтобы посадка стала более вертикальной, а углы рулевой трубы менее острыми, для более комфортной и плавной рулежки. Задний треугольник делаем длиннее, гораздо длиннее, чтобы колесная база расширилась почти до значения, принятого у турингов. Обязательно добавляем резьбовые отверстия для крепления крыльев и багажников.

Трансмиссия. По всей видимости, тенденция «одна звезда спереди» приживется на гравел байке, поэтому уместной будет трансмиссия с кассетой на 11 скоростей с большими «нижними» звездами, что-то типа 11-42.

Руль. Так как гравел предназначается для шоссейных и гравийных дорог, а не для города, то имеет смысл ставить широкий «баран» — на дальних перегонах такой руль позволяет сменить максимальное количество положений рук.

Тормоза. Диски, без вариантов. Вообще, история с гравел байками отчасти началась с дисковых тормозов, например, маркетологи Specialized одними из первых поставили диски на свои циклокроссеры не гоночных моделей и назвали это gravel advetnure bike.

Шины

Здесь не столько важно, какие покрышки установлены в стоке, сколько возможность поставить размер вплоть до 40мм, причем чтобы еще остались грязевые зазоры. По дефолту, на мой взгляд, должно стоять что-то с не слишком агрессивным протектором, но достаточно широкое

Смысл в том, что это гравел байк — велосипед для гравийных дорог, не для грязи. На гравийках нужна широкая и мягкая резина. Эта же резина будет хорошо катить и по асфальту.

Adventure road bike

Маркетологи на достигнутом, разумеется, не остановились, потому что эндуранс вроде как зашел, но не так, как бы этого хотелось. Ниша по прежнему остается узкой, велосипедисты отказываются признавать шоссейный велосипед универсальным лишь на том основании, что у него появились дисковые тормоза.

Поэтому, решили они, давайте пойдем немного дальше. Вы хотите реально универсальный шоссейник? Мы дадим его вам! Надо максимально отстроиться от спортивного применения — наш новый байк для фана, поэтому назовем его Adventure road bike, что значит, шоссейный велосипед для приключений.

Возьмем за основу циклокроссер, немного увеличим слоппинг верхней трубы и удлиним задний треугольник, тормоза, конечно же, поставим дисковые. Угол наклона рулевой трубы сделаем не таким острым, чтобы рулежка стала более вальяжной. Резина должна быть чуть шире, чем на кроссерах, но с менее агрессивным протектором.

Scott Speedster Gravel 2017

Позиционировать это будем как шоссейный велосипед, пригодный для жесткого оффроада, а когда спросят, чем он отличается от циклокроссера, станем загадочно улыбаться.

Adventure bike — универсальный велосипед на базе шоссейника, предназначенный для быстрой езды по плохому асфальту и грунтовым дорогам. Применяются дисковые тормоза и шины 35-38мм.

Маркетологи многих веломарок сделали слишком буквально — приписали к существующим в модельном ряду циклокроссерам приставку Adventure или Gravel, и дело в шляпе. Другие всё же адаптировали рамы и вилки под вышеприведенное описание и получили нечто среднее между endurance и циклокроссером.

Одним словом, сейчас под понятием гравел байк может стоять всё, что угодно, но всё же основных тренда два: почти шоссейник и почти циклокроссер, в разных пропорциях и консистенциях. Судя по реакции велосипедистов, гравел в смысле Adventure bike находит больше понимания в их сердцах.

Потребительские метания

У меня пока что идет в голове борьба противоположностей: вроде бы и нужен новый велосипед и вроде бы гравел это как раз то, о чем я мечтал длинными зимними вечерами. Но!  Внутренний голос жабы шепчет: зачем тебе еще один вел, ведь есть же складник и гибрид. Голос практичности шепчет: зачем тебе гравел, вспомни, сколько раз за этот год ты съезжал с асфальта, возьми обычный шоссер и не выпендривайся!

Лучшие статьи :  Сигнализация для велосипеда

Так что я пока не определился, настолько ли мне нужен гравел, насколько мне нравится эта концепция. Может быть, учитывая то, что я крайне неохотно съезжаю с шоссе и то, что там, где я катаюсь на шоссере, асфальт вполне хорошего качества, гравел окажется в роли «городского MTB», который 99% времени ездит по асфальту и жужжит шипастыми покрышками…

С другой стороны, гравел будет просто идеальным вариантом для тех людей, которые мечтают о шоссейнике, но из-за плохого качества асфальта не решаются на его покупку. На плохом дорожном покрытии гравел будет гораздо комфортнее и быть может, даже быстрее шоссера, плюс к этому у вас останется полноценная возможность съехать в лес на грунтовку.

Какой гравел выбрать

Пока что мне сложно дать рекомендации по моделям, потому что производители еще не определились с тем, что считать гравелом. Одни выпускают байки с заточкой под шоссе, лишь чуть чуть оставив для грунта, как например Specialized Diverge. Наверно, это как раз то, что нужно мне — комфортный шоссер с широкой резиной и более расслабленной посадкой.

Или же противоположность — Salsa DEADWOOD 29+, трудно поддающийся классификации гравел туринг байк, заточенный под бездорожье.

А вот GT Grade Adventure, вроде бы гравел, но по геометрии и грязевым зазорам практически — циклокроссер.

Сейчас в модельном ряду основных производителей первого и второго эшелона обязательно найдется велосипед, так или иначе подходящий под классификацию гравел, поэтому просто сопоставляйте характеристики и выбирайте то, что вам надо. Маркетинг он такой маркетинг — дает нам выбор, что бы там не говорили. Хотя, часто его же и забирает…

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Почему не гибрид

Опять-таки опытный человек спросит: «Ну ок, нужен вам велосипед для долгих комфортных поездок по асфальту с возможностью бездорожья. Есть же гибриды — они как раз и придуманы для такого использования». Лично меня не устраивает в гибридах две вещи: прямой руль и большой вес. Покатав изрядно на этом типе, я пришел к выводу, что он совмещает не сильные стороны MTB и дорожного вела, а наоборот — слабые. На шоссе он не слишком быстр из-за большого веса и почти вертикальной посадки, а на бездорожье сливается горному байку из-за узких шин и высокого центра тяжести.

Что такое велосипед гибрид — помесь горного и дорожного байка, выбор для тех, кто любит универсальность

Гравел же наоборот, берет сильные черты от своих предков: на асфальте это почти шоссейник: посадка хоть и не такая низкая, как на классическом шоссере, но и отнюдь не вертикальная. На бездорожье же из-за широких шин (считаю, что настоящий гравел байк должен быть оснащен широкой мягкой резиной без ярко выраженного протектора) он будет вполне конкурентоспособен везде, за исключением жидкой грязи.

Зачем вообще нужны гравелы

Основная легенда маркетологов такова: впереди перед вами длинный произвольный маршрут, где хватает хорошего асфальта, разбитого асфальта, грунтовок и даже немного грязи. Вам одновременно нужен и шоссейник, и циклокроссер, и туринг, и даже иногда мтб. Всё это можно найти в одном велосипеде — удобная посадка, широкие шины, комфорт на плохой дороге и грунтовке, но в то же время это всё таки шоссер! Старый добрый шоссер!

Вы спросите, почему не гибрид, почему не циклокросс, ведь они тоже неплохо отвечают всем требованиям. Они отвечают: потому что для нас придумывать новые велы это работа, а для вас выбирать их — это развлечение. Придумайте сами, зачем вы хотите именно такой велосипед. Кто лучше вас знает, зачем вы хотите купить гравел байк? Особенно если у вас уже есть шоссер, циклокроссер и мтб.

Имеет ли право на жизнь такой подход? На мой взгляд, более чем. Я двумя руками за маркетинг, когда он внедряет новые смыслы в существующие явления, в данном случае получается действительно хороший велосипед, который попал в аудиторию.

Рынок принял гравелы, это уже свершившийся факт. Сложно сказать, что будет через несколько лет, куда сместятся велосипедные тренды (как минимум, на гравелах появятся подвески), но на данный момент гравел байк, будь то в виде эндуранс или адвенчер, является достойным претендентом на покупку для тех, кому обязательно нужен руль-баран.

NS Bikes RAG+ Gravel Bike

The NS Bikes RAG+ Gravel Bike is a road and gravel bike, which rolls on the traditional 700c road tyres (up to 45c in width). However, the plus after the model name refers to its ability to also run 27.5″ MTB wheels with tyres as wide as 2.2″. This benefit makes this bike a perfect all-rounder that is suitable for everything from commuting, cyclocross racing and off-road trail riding.

Лучшие статьи :  Худеем, катаясь на велосипеде

Modern Day Technology

This bike is equipped with a bag full of awesome, modern day technology. Featuring a lightweight and extremely tough alloy frame, a full carbon fibre fork, front and rear thru-axles, an 11-Speed drivetrain combined with disc brakes and the ability to run tubeless tyres up to mountain bike sizes; this bike can become the only bike you will ever want and ever need.

Features:

  • Frame: 6061-T6 custom formed and butted, 142×12 dropouts, fat tyre clearance  
  • Fork: NS Gravel+ Carbon, 15mm, NS thru-axle  
  • Headset: Integrated tapered, IS42/IS52  
  • Brakes/Shifters: SRAM Apex hydraulic  disc  
  • Brake Rotors: 160mm  
  • Crankset: SRAM Apex 1x X-SYNC 42t  
  • Derailleur: SRAM Apex 11-Speed  
  • Cassette: Sun Race MS7 11-42t  
  • Bottom Bracket: Truvativ GXP 73mm  
  • Handlebars: Octane One Flare  
  • Bartape: Velo Superlight  
  • Seatpost: Kalloy 27.2mm  
  • Saddle: Octane One Rocket, hollow CrMo rails  
  • Stem: RAG+ 31.8mm  
  • Front Hub: NS Rotary 15mm disc  
  • Rear Hub: NS Rotary Cassette 142mmx12mm  
  • Rims: Alex Draw 2.1P Asymmetrical, Tubeless Ready  
  • Tyres: Panaracer Gravel King SK, 700x43c, folding  
  • Weight: 9.9kg

Easy Assembly

When you order a bike, one of our trained mechanics will carefully prepare and pack your bike for shipping. Upon delivery, the assembly is simple and all necessary tools are conveniently included in the box.

Depending on the delivery service and destination, bikes will either be delivered in a large or a small box. Below is a guide as to how your bike will arrive:

  • All bikes for delivery within the UK and Republic of Ireland will be delivered in a large box, except for kids’ bikes and BMX bikes, which are always delivered in manufacturer’s boxes.  
  • All bikes for delivery within the EU on a standard service will be delivered in a large box. If an express delivery option is chosen, your bike will be packed into a small box. Again, the exception is kids’ bikes and BMX bikes, which are always delivered in manufacturer’s boxes.  
  • All bikes for worldwide delivery outside the EU will be delivered in small boxes.

This video demonstrates assembly from a  SMALL BOX.

This video demonstrates assembly from a LARGE BOX.

Что такое шоссейный велосипед и чем он стал плох

На протяжении долгого времени тот велосипед, который мы называем шоссер, был спортивным снарядом и использовался в основном в тренировочных и соревновательных целях. Обычные люди выбирали дорожный велосипед, он отличался от шоссейника всем, кроме руля-барана: гораздо больше весил, имел комфортную геометрию, более широкие покрышки, меньше скоростей (или вообще их не имел). В те времена мало кому приходило в голову покупать спортивный байк для езды в своё удовольствие.

Но к началу 2000-х велосипедная маркетинговая машина уже крутилась на полных оборотах, неожиданно оказалось, что созрел так называемый средний класс велосипедистов, готовых платить, и платить много за своё увлечение. Инвесторы поняли, что велосипед — это замечательный высокомаржинальный инструмент по изъятию лишних средств у населения, из-за чего денежная накачка велоиндустрии увеличилась во много раз.

Вот тогда-то шоссейный велосипед и перестал быть исключительно спортивным снарядом. Шоссер начали покупать обычные люди — средний класс увлеченных велолюбителей. Накат и легкость хода поражали, а малый вес позволял форсировать горки гораздо энергичнее, чем на дорожных или тем более горных велосипедах. Оказалось, что шоссейный вел совсем не хлипкий, как это кажется, а что касается непривычной посадки, то после первой сотни километров дискомфорт исчезал без следа. Тренд пошел в массы.

Шоссейный велосипед отличается собранной геометрией, крайне малыми зазорами рамы и вилки, короткой колесной базой и узкими (23-25мм) шинами высокого давления. Предназначение: тренировки и гонки по шоссе, марафоны и бреветы.

Маркетологи со свой стороны поняли это так: люди пересаживаются на спортивные шоссейники? Значит, чтобы продать им через два года новую модель, нужно сделать её еще спортивнее, еще легче, еще быстрее, ведь это именно те качества, которые «нужны» самому обычному катальцу.

В результате, шоссеры быстро менялись: геометрия становилась всё более агрессивной, зазоры рамы и вилки уменьшались, вес снижался, цена росла — теперь шоссейник 80-90-х годов воспринимался прогулочным байком: относительно длинный задний треугольник, высокий руль, большой вес. С каждой итерацией велосипед превращался во всё более жесткий спортивный снаряд. Спортивный подход передавался по цепочке из топового сегмента в средний  и даже нижний. В общем, всё как обычно.

Specialized Tarmac S-Works 2010

Лучшие статьи :  Как настроить и отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде

Однако, немалая часть покупателей начала отваливаться, наигравшись со спортивной игрушкой. Сами они любительскими гонками так и не увлеклись, а катание исключительно по асфальту на жестком велосипеде в посадке «кверху задом» им стало казаться ограничением. И тогда эти люди стали искать альтернативу — нужен был велосипед с рулем бараном, но способный ехать по грунтовкам. Выбирать приходилось из двух видов: циклокроссеров и турингов.

Циклокроссеры по своей сути — те же жесткие шоссейники со спортивной посадкой, просто с более широкими и агрессивными шинами, поэтому это как бы не совсем то, чего жаждала душа. Туринги — слишком тяжелые, слишком надежные, вчерашнему шоссеристу было сложно привыкнуть к упавшей скорости из-за потенциальной возможности съехать на грунт.

Нужно было что-то другое, нечто остававшееся в парадигме шоссейного велосипеда, но чуть-чуть менее спортивное, чуть-чуть более комфортное. Чтобы возможность езды по грунту была реализована лишь в качестве дополнения, а не основного направления.

NS Bikes RAG+ Gravel Bike

The NS Bikes RAG+ Gravel Bike is a road and gravel bike, which rolls on the traditional 700c road tyres (up to 45c in width). However, the plus after the model name refers to its ability to also run 27.5″ MTB wheels with tyres as wide as 2.2″. This benefit makes this bike a perfect all-rounder that is suitable for everything from commuting, cyclocross racing and off-road trail riding.

Modern Day Technology

This bike is equipped with a bag full of awesome, modern day technology. Featuring a lightweight and extremely tough alloy frame, a full carbon fibre fork, front and rear thru-axles, an 11-Speed drivetrain combined with disc brakes and the ability to run tubeless tyres up to mountain bike sizes; this bike can become the only bike you will ever want and ever need.

Features:

  • Frame: 6061-T6 custom formed and butted, 142×12 dropouts, fat tyre clearance  
  • Fork: NS Gravel+ Carbon, 15mm, NS thru-axle  
  • Headset: Integrated tapered, IS42/IS52  
  • Brakes/Shifters: SRAM Apex hydraulic  disc  
  • Brake Rotors: 160mm  
  • Crankset: SRAM Apex 1x X-SYNC 42t  
  • Derailleur: SRAM Apex 11-Speed  
  • Cassette: Sun Race MS7 11-42t  
  • Bottom Bracket: Truvativ GXP 73mm  
  • Handlebars: Octane One Flare  
  • Bartape: Velo Superlight  
  • Seatpost: Kalloy 27.2mm  
  • Saddle: Octane One Rocket, hollow CrMo rails  
  • Stem: RAG+ 31.8mm  
  • Front Hub: NS Rotary 15mm disc  
  • Rear Hub: NS Rotary Cassette 142mmx12mm  
  • Rims: Alex Draw 2.1P Asymmetrical, Tubeless Ready  
  • Tyres: Panaracer Gravel King SK, 700x43c, folding  
  • Weight: 9.9kg

Easy Assembly

When you order a bike, one of our trained mechanics will carefully prepare and pack your bike for shipping. Upon delivery, the assembly is simple and all necessary tools are conveniently included in the box.

Depending on the delivery service and destination, bikes will either be delivered in a large or a small box. Below is a guide as to how your bike will arrive:

  • All bikes for delivery within the UK and Republic of Ireland will be delivered in a large box, except for kids’ bikes and BMX bikes, which are always delivered in manufacturer’s boxes.  
  • All bikes for delivery within the EU on a standard service will be delivered in a large box. If an express delivery option is chosen, your bike will be packed into a small box. Again, the exception is kids’ bikes and BMX bikes, which are always delivered in manufacturer’s boxes.  
  • All bikes for worldwide delivery outside the EU will be delivered in small boxes.

This video demonstrates assembly from a  SMALL BOX.

This video demonstrates assembly from a LARGE BOX.

Как появлялись комфортные шоссеры

Маркетологи к этому времени уже увидели новый спрос на немного иные шоссейники и были рады этот спрос удовлетворить — так появились велосипеды, которые в целом называли Comfort road bike. Основное отличие этого вида от спортивных шоссеров было в более длинном заднем треугольнике и покрышках 25мм (вместо 23), а также немного более вертикальной посадке.

Specialized Secteur 2013

Такие велосипеды значительно более удобны на длинных дистанциях и плохом асфальте, поэтому свою долю рынка они заняли: кто-то пересаживался на них со спортивного вела, кто-то брал в дополнение, чтобы катать марафоны. При желании, можно катать и по твердым грунтовкам.

Степень комфортности могла варьироваться от модели к модели и от производителя к производителю, например, Specialized Roubaix является промежуточной моделью — спортивный снаряд, но немного более комфортный для долгой езды по плохой дороге.

При кажущейся хрупкости шоссейный велосипед способен вынести многое

На этом шоссейная линейка могла бы и устояться: есть спортивные велы для тренировок и гонок, есть комфортные для бреветов и простого катания, есть циклокроссеры для маршрутов с большой долей грунтовок, но:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: