Особенности велосипеда для кросс-кантри

Виды горных велосипедов

По типу подвески байки делятся на 3 вида:

  • ригид;
  • двухподвес;
  • хардтейл.

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Хардтейл

Хардтейл — это байк, у которого сзади установлена жесткая рама. Хардтейл оснащается только одним амортизатором. Это отличный вариант для российских дорог. Хардтейл предназначен для езды по пересеченной и ровной местности.

К преимуществам относят:

  • высокое качество;
  • прочная и надежная рама;
  • простой и доступный ремонт;
  • демократичная стоимость;
  • амортизатор обеспечивает должный уровень комфорта;
  • при необходимости можно установить багажник;
  • отличная ремонтопригодность;
  • отсутствует раскачка при вращении педалей.

Главным преимуществом является стоимость. Поэтому большинство велосипедистов отдает предпочтение таким байкам.

Как правило, рама изготавливается из алюминиевого сплава. На более дешевых моделях установлена стальная рама. Используется достаточно узкое седло. Тормоза могут быть как гидравлическими, так и механическими. Характерным представителем является Format 1415.

Двухподвес

Двухподвес — это горный велосипед, который оснащен двумя амортизаторами. Это заветная мечта многих велосипедистов. Для многих это недостижимая мечта, потому что стоимость хорошего двухподвеса начинается примерно от 60 тыс. руб. Высокая стоимость — это один из главных недостатков и причина выбора другого байка.

Амортизация на обоих колесах помогает контролировать байк на неровностях. Это помогает удерживать переднее колесо от блуждания и дрейфа. Амортизаторы превосходно смягчают удары. Таким образом, обеспечивается высокий уровень комфорта.

Двухподвесы предназначены для спортивной езды в холмистой местности и горах.

Существует три вида подвесок:

  1. Треугольник. Главное преимущество такой подвески — это небольшая нагрузка на звёздочки и цепь.
  2. Многорычажная. Такая подвеска пользуется большой популярностью. Главным преимуществом многорычажной подвески является долговечность.
  3. Консольные. Это простая и надежная подвеска.

К преимуществам двухподвесов относят:

  • высокий уровень комфорта;
  • установлены качественные и надежные амортизаторы;
  • стильный внешний вид;
  • подвеска может обработать любые препятствия;
  • хорошая устойчивость в разных условиях;
  • интересные ощущения при езде;
  • отличная управляемость на бездорожье.

Без недостатков не обошлось:

  • высокая стоимость;
  • конструкция требует специального обслуживания;
  • чрезмерно большой вес.

Ригид

Ригид — это велосипед, который не имеет амортизаторов. Этот тип велосипедов совершенно не имеет подвески. Ригид лишён недостатков амортизационных вилок.

К преимуществам относят:

  • относительно низкая стоимость;
  • значительно дешевле хардтейлов, а также двухподвесов;
  • устанавливается простая и надежная рама;
  • не требуют частого техобслуживания;
  • байк может развить хорошую скорость;
  • повышенный КПД;
  • отличные ходовые качества на ровных дорогах;
  • небольшой вес.

К недостаткам относятся:

  • уровень комфорта оставляет желать лучшего;
  • байк достаточно жёсткий;
  • плохая проходимость;
  • ухудшаются ходовые качества на бездорожье.

Дисциплины маунтинбайка

Горный велосипед насчитывает 10 дисциплин, которые в свою очередь делятся на подвиды. Рассмотрим подробнее каждую из дисциплин маунтинбайка, её особенности и экипировку.

Велотриал

Велотриал (англ. bike trials) — одна из дисциплин маунтинбайка, суть которой заключаетсяся в преодолении серии препятствий на горном велосипедe. Препятствия в велотриале могут быть естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и другие. При преодолении препятствий нельзя опираться ногами, руками или другими частями тела.

Дерт-джампинг

Дерт-джампинг –дисциплина маунтинбайка, которая представляет собой прыжки спортсменов (с выполнением трюков) на серии трамплинов. Велосипед для занятия дерт-джампингом очень напоминает BMX: хардтейл с одной передачей, без амортизационной вилки, без переднего тормоза (необходимое условия для выполнения некоторых трюков), широкие педали, широкие покрышки. Данный вид очень зрелищный, поэтому обладает очень большой популярностью.

Стрит

Стрит (англ. street) – экстремальное катание по улицам городов и другим искусственным объектам, в настоящий момент не является дисциплиной, скорее это набирающий популярность стиль катания. Велосипеды для стрита отличаются тем, что рамы и шатуны у таких велосипедов сделаны из стали, для большей прочности и «неубиваемости» при скольжениях по перилам или при случайных падениях. Для лучшей управляемости колеса уменьшены с 26 до 24 дюймов, вес такого велосипеда доходит до 14 кг.

Слоупстайл

Слоупстайл (англ. slopestyle) – представляет собой выполнение серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контр-уклонах, дропах, перилах и других объектах, расположенных последовательно на всём протяжении трассы. Каждый трюк должен выполняться аккуратно, точно и технически правильно, так как при падении есть большая вероятность получить травму и не пройти трассу до конца. Если вылеты достаточно велики, то для слоупстайла подойдут байки для фрирайда небольшой ростовки, если же все не так страшно, то подойдёт велосипед для стрита.

Кросс-кантри

Кросс-кантри (англ. cross-country) – мужская или женская дисциплина, которая представляет собой гонки на горном велосипеде по пересеченной местности. Трасса для кросс-кантри содержит большое количество спусков, затяжных подъемов, а также скоростные и технические участки. В кросс-кантри могут использоваться как естественные, так и искусственные препятствия. В данной дисциплине обязательным элементом экипировки является шлем.

Параллельный слалом или байкер-кросс

Параллельный слалом – дисциплина, в которой одновременно соревнуются друг с другом 4 гонщика. Дисциплина предполагает наличие некоторого контакта между спортсменами, но этот контакт не должен противоречить духу честной борьбы. Заезд проходит на специально подготовленной и расширенной трассе даунхилла. Велосипед для слалома имеет увеличенное расстояние между колесами, заниженный центр тяжести. Навесное оборудование ставится с наименьшим весом для лучшего ускорения.

Лучшие статьи :  Как вулканизировать велосипедные камеры?

Даунхилл (скоростной спуск)

Даунхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в максимально быстром спуске с горы на горном велосипеде. Для скоростного спуска подойдёт велосипед с двумя амортизаторами и крепкой навеской, вес такого велосипеда не должен превышать 20 кг.

Фрирайд

Фрирайд – дисциплина маунтинбайка, которая предполагает свободный спуск с горы без каких-либо трасс и тропинок на максимально возможной скорости. В этой дисциплине обычно используются двухподвесные велосипеды, близкие по конструкции к даунхильным, но изменяющиеся в зависимости от их назначения. Обязательным элементом экипировки является закрытый шлем.

Апхилл

Апхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в скоростном подъеме на склон. Велосипед в данной дисциплине должен быть максимально легким, идеальным можно считать вес менее 10 кг.

Норт-шор

Норт-шор – дисциплина маунтинбайка, суть которой заключается в преодолении определенной трассы с естественными и искусственно построенными препятствиями (узкие извилистые бревенчатые мостики и винтовые «лестницы», «качели» и даже «мёртвые петли»).

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему «Горный велосипед».

Теги: олимпийские виды спортаэкстремальные виды спорталетние виды спорта

экстремальные виды спорта

Какой двухподвесный велосипед выбрать?

Как и при выборе любого другого велосипеда, нужно учитывать особенности вашей езды: как часто и где вы катаетесь, проходите большие расстояния или совершаете короткие прогулки, любите велосипедные трюки, подъемы в гору или с горы. Двухподвесы в основном отличаются по стилю катания.

Виды двухподвесных велосипедов:

  • Даунхилл (от англ. downhill«вниз по холму») – предназначен для скоростного спуска с горы или любой другой наклонной поверхности.
  • Кросс-кантри (от англ. cross-country«пересеченная местность»)  — эта модель в первую очередь предназначена, чтобы сглаживать неровности и перемещаться по бездорожью.
  • Эндуро (от англ. endurance «выносливость») – подходит для катания по небольшим склонам и неровной поверхности.

У даунхиллов самая большая длинна хода вилки (максимальное расстояние, на которое удлиняется амортизатор при езде), самые мягкие амортизаторы, одни из самых лучших тормозов и прочная рама. Часто на этих моделях есть всего одна скорость, что вполне оправдано, поскольку при спуске с горы вряд ли потребуется переключать или увеличивать скорость. Недостаток этой модели  – большой вес. Даунхиллы делают такими тяжелыми для лучшего скрепления с грунтом.

У велосипедов кросс-кантри подвеска специфическая, с небольшим ходом. Рама менее прочная, чем у других двухподвесов, зато довольно легкая. От 10 и более скоростей. На нем можно довольно комфортно въехать в гору или мягко проехать по любой неровности. Кросс-кантри, как говорят эксперты, — это горный велосипед для тех, кто предпочитает комфорт скорости.

Прочность рамы, ход вилки, скорость и вес велосипедов эндуро – нечто среднее между дуанхиллами и кросс-кантри.

Дополнительная экипировка

Соревнования относят к экстремальному виду спорта. Помимо специального транспорта, требуется экипировка: контактные педали, очки, шлем, перчатки. Шлем должен быть ударопрочным, выдерживать механическое воздействие о разные поверхности. Защита головы – обязательное условие велогонок. Качественный шлем стоит недешево, но не следует экономить на безопасности.

Профессиональный велосипедист не обходится без контактных педалей. Если фиксатор отстегнется в неудачный момент, то он может послужить причиной серьезной травмы. На сложных трассах подобные элементы незаменимы. Выбирают модели из прочного долговечного материала. Важна также стойкость к загрязнениям, сохранение функциональности на сложных грязевых, пыльных, мокрых трассах.

В дополнение к легкому шлему с отверстиями для вентиляции идут очки. Они защищают глаза от грязи, воды, осколков камней. Попадание чего-либо в глаз резко ухудшает видимость, способно вывести спортсмена из строя. Поэтому очки являются обязательным атрибутом любых соревнований.

Велоперчатки оснащены внутренней нескользящей стороной. Они оберегают руку от натирания, усиливают сцепление с рулем. Ручки велосипеда для кросс-кантри покрыты нескользящим составом, но перчатки обеспечивают увеличение эффекта. Обувь с шипами используют только в комплекте с контактными педалями.

Дополнительная экипировка

Соревнования относят к экстремальному виду спорта. Помимо специального транспорта, требуется экипировка: контактные педали, очки, шлем, перчатки. Шлем должен быть ударопрочным, выдерживать механическое воздействие о разные поверхности. Защита головы – обязательное условие велогонок. Качественный шлем стоит недешево, но не следует экономить на безопасности.

Профессиональный велосипедист не обходится без контактных педалей. Если фиксатор отстегнется в неудачный момент, то он может послужить причиной серьезной травмы. На сложных трассах подобные элементы незаменимы. Выбирают модели из прочного долговечного материала. Важна также стойкость к загрязнениям, сохранение функциональности на сложных грязевых, пыльных, мокрых трассах.

Контактные педали устанавливают на велосипеде для профессионалов, новичкам они ни к чему.

В дополнение к легкому шлему с отверстиями для вентиляции идут очки. Они защищают глаза от грязи, воды, осколков камней. Попадание чего-либо в глаз резко ухудшает видимость, способно вывести спортсмена из строя. Поэтому очки являются обязательным атрибутом любых соревнований.

Велоперчатки оснащены внутренней нескользящей стороной. Они оберегают руку от натирания, усиливают сцепление с рулем. Ручки велосипеда для кросс-кантри покрыты нескользящим составом, но перчатки обеспечивают увеличение эффекта. Обувь с шипами используют только в комплекте с контактными педалями.

Лучшие производители горных велосипедов

Как и любая другая категория рынок горных велосипедов имеет собственных лучших производителей. Их немного, но качество производимых ими маунтинбайков подтверждено тысячами счастливых пользователей, в том числе и настоящими профессионалами. К числу лучших производителей MTB можно отнести:

  • STELS. Это российская компания-производитель, принадлежащая крупному холдингу «Веломоторс», берущая своё начало в 1996 году. Велосипеды этой марки, в том числе и горные, очень популярны на мировом рынке, что подтверждают высокие показатели продаж.
  • FORWARD. Ещё одна российская компания-производитель велосипедов, велозапчастей и их комплектующих. Начало массового выпуска продукции состоялось в 1999 году, а в настоящее время горные велосипеды этой марки принимают участие в элитных соревнованиях по маунтинбайку, что говорит об их высоком качестве и работоспособности.
  • CUBE. О продукции компании CUBE можно говорить только хорошее. Немецкий гигант велопроизводства является бессменным участником престижной европейской веловыставки Eurobike, и это лучше всего отражает уровень выпускаемой ими продукции.
  • Giant. Тайваньская фирма является одним из самых масштабных производителей велосипедов. С 1972 года она возвела более 10 заводов по всему миру и сегодня по праву считается одним из лучших производителей, в том числе и горных, велосипедов в мире.
  • Merida. Эта тайваньская фирма является основным конкурентом Giant за долю рынка не только в родной стране, но и по всему земному шару. В отличие от своего оппонента Merida активно спонсирует велоспортивные команды на престижных соревнованиях, что и позволяет им продвигать свою продукцию в массы.

Велосипеды Kross

Бренд KROSS сегодня является крупнейшим производителем велосипедов в Европе. Компания расположена в Польше, а ее продукция широко распространена по всей Европе, скандинавских странах и СНГ. Каждый велосипед имеет гарантию качество, ведь продукция компании тестируется профессиональными спортсменами KROSS RACING TEAM – спортивной команды, сотрудничающей с брендом. По своим параметрам качества и надежности, а также безопасности, велосипеды этого бренда находятся на очень высоком уровне, при этом цена на них достаточно приемлема, что и обеспечивает их популярность. Продукция этого бренда идеально подойдет как начинающим райдерам, так и профессиональным спортсменам, имеющим многолетний опыт и не одну сотню километров дорог за спиной. Компания Kross выпускает как шоссейные, так и комфортные городские байки, особенную гордость ее составляют горные велосипеды и байки кросс-кантри. Не только взрослые, но и дети, и подростки найдут в каталоге бренда велосипеды для себя – удобные, стильные, надежные и безопасные.

В этой серии представлены велосипеды для комфортных прогулок по городу и уличного катания – быстрого, но не гоночного, длительного, но не связанного со сверхнагрузками. Такие велики от Kross – прекрасное средство передвижения по городу и отличный способ поддержать себя в форме и избежать бесконечного стояния в пыльных автомобильных пробках. В серии имеются модели, укомплектованные корзиной для покупок, которые наверняка придутся по душе дамам, ведущим домашнее хозяйство, а также любителям пикников.

Сomfort

Модели из этой серии максимально приспособлены к тому, чтобы их владельцу было как можно комфортнее. В них Kross предусмотрели все – на такой байк удобно садиться, с него удобно слезать, в седле удобно сидеть даже в течение долгой поездки, эти велосипеды допускают использование множества аксессуаров и комплектующих, которые сделают их использование максимально комфортным. Конструкция байка разработана таким образом, чтобы обеспечить комфортное и безопасное положение тела райдера во время езды и снизить нагрузку на позвоночник и мышцы спины и поясницы.

Urban

Городские велосипеды KROSS созданы для быстрой езды по городу. Они скоростные и маневренные, яркие и стильные, некоторые модели в серии складываются. Такие байки – для активных и стремительных людей, смелых и решительных, ярких и мобильных.

Dirt и горные байки KROSS

Эта серия байков рассчитана на трюки – это небольшие маневренные модели с маленькими колесами и легкой прочной рамой, адаптированные для байк-парков.

Модели для внетрассового катания и езды по горам от Kross отличаются улучшенным сцеплением, повышенной безопасностью и прочностью, на них можно смело совершать длительные горные прогулки, покорять экстремальные спуски и подъемы и опасный серпантин горных дорог.

Туристические

Это серия кроссовых, туристических и трекинговых моделей, предназначенных для длительного внетрассового катания. Удобные колеса, усиленная рама, возможность крепления сумок, фар и багажников, а также других аксессуаров, которые могут понадобиться в дороге – вот что отличает эти велосипеда. Многие модели Kross оснастили дополнительным оборудованием (подножкой, крыльями, фонарями, багажниками), а также имеют гидравлические тормоза.

Детские

Кроме перечисленных серий, бренд KROSS выпускает также детские и подростковые байки, удобные, легкие, комфортные и безопасные, отличающиеся стильным ярким дизайном для маленьких райдеров.

Плюсы и минусы

Как и у любого другого вида велосипедов, у двухподвесных велобайков есть свои достоинства и недостатки. К объективным преимуществам двухподвесов можно отнести:

  1. Комфортное катание на бездорожье
  2. Снижение нагрузки на суставы при преодолении препятствий
  3. Лучшее сцепление заднего колеса с поверхностью трассы
  4. Лучшая устойчивость и управляемость (в сравнении с хардтейлами)
  5. Эффектный внешний вид

Но отчасти эти преимущества нивелируются ощутимыми недостатками:

  1. Более высокая цена
  2. Повышенные требования к качеству комплектующих
  3. Необходимость в более частом техническом обслуживании
  4. Ускоренный износ цепи и звездочек
  5. Увеличенный вес велосипеда
  6. Сниженный КПД педалирования (из-за рассеивания части энергии «в рычагах задней подвески»)

Лучшие модели

Если выбор по характеристикам сложен, можно обратить внимание на популярные модели известных производителей. Перед приобретением полезно ознакомиться с описанием, плюсами и минусами

Лучшие статьи :  Рога для велосипеда: какие они бывают и зачем нужны

Консультация спортсмена, специалиста в магазине не будет лишней.

Вид Особенности
Cannondale Scalpel Дорогостоящий профессиональный велосипед. Двухподвесный транспорт с интегрированным рулем, прочными колесами и широким разбросом скоростных режимов
Scott Spark RC 900 Двухподвесный найнер. Увеличенный вес компенсируется прочностью конструкции. Позволяет регулировать характеристики во время движения по трассе
BMC Fourstroke 01 ONE Карбоновый найнер с приводом, максимально точными тормозами и роторами. Характеристики регулируются, легко подстроить модель под себя
Cube Reaction C: 62 Race 29 Новая модель бренда, которая быстро обрела популярность. Гидравлические тормозные диски, оптимальный ход вилки. Подстраивается под любую трассу
Forward Agris 27,5 2,0 disc Невысокая стоимость, высококачественные комплектующие и оптимальные характеристики. Прочная конструкция, точная тормозная установка

Модифицированные горные велосипеды должны соответствовать спорту кросс-кантри. Велосипедист обязан за максимально короткий срок преодолеть сложную дистанцию, справиться с задачами. Правильное изделие сэкономит драгоценные секунды и силы спортсмена.

BMC Fourstroke 01 ONECannondale ScalpelCube Reaction C 62 Race 29Forward Agris 27,5 2,0 discScott Spark RC 900

Трассы для кросс-кантри

Экстремальная спортивная дисциплина кросс-кантри, конечно же, подразумевает использование горных велосипедов, предназначенных для соревнований на пересеченной местности. По общепринятым нормативам трассы включают в себя:

  • повороты с виражами;
  • крутые, опасные спуски;
  • тяжелые и длинные подъемы;
  • технически сложные участки – холмы, пригорки и выбоины;
  • грязь, песок, бревна, камни;
  • отрезки для высоких ускорений и резких торможений.

Для кросс-кантри могут быть выбраны естественные природные трассы или искусственно созданные. Год от года трассы не просто меняются на каждые состязания, но и постоянно усложняются, повышая опасность для велогонщика. В преодоление трасс на велосипеде должно входить:

  1. Чередование широких и узких отрезков велотрассы;
  2. Все участки должны быть годны для прохождения в любых погодных условиях;
  3. Участки, покрытые асфальтом или мощеная дорога, не должны превышать более 15% от протяженности всей трассы.

Обязательно при составлении маршрутов для велобайков по всему пути организовывают:

  • разметку с указаниями направления движения, опасных участков, а также старта и финиша;
  • зоны технической помощи и пункты питания;
  • возможные переходы для зрителей и болельщиков, во избежание столкновения с велосипедом;
  • установление защитных сеток или других средств (мешки с сеном, песком) в особо опасных отрезках пути;
  • смотрящих, на протяжении всего пути, дежурную машину неотложки.

Сами соревнования по кросс-кантри проходят на кольцевых трассах трех типов:

  1. Классическая – включает в себя от 5 до 9 км. и рассчитана на три – шесть кругов. Продолжительность ее обычно не превышает двух часов;
  2. Шор-треки с небольшим маршрутом от 2 до 5 км, которые велосипед проходит за шесть – девять кругов. Гонки на выбывание могут быть всего по несколько минут;
  3. Марафоны кросс-кантри на велобайке продолжаются от 2 до 8 часов. В данной дисциплине трасса значительно удлиняется.

Трассы для кросс-кантри дисциплин преодолеть на велосипеде можно каждому спортсмену с физической подготовкой, но чтобы побороться за призовые места, нужны серьезные и регулярные тренировки, выносливость. А когда горячая борьба идет еще и на счет секунд, то правильно выбранный велосипед, решит все. Отличия, модифицированного особым образом, байка для данных гонок, от просто горной модели существуют и их обязательно следует знать и учитывать.

Конструктивные особенности горных велосипедов

Чтобы понять какой байк лучше, следует учитывать конструктивные особенности.

Основными особенностями горного велосипеда являются:

  • шины;
  • колёса;
  • тормоза;
  • вилка;
  • рама.

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Рама

Рама является главным конструктивным элементом байка.

Рамы изготавливаются из таких материалов:

  • карбон;
  • титан;
  • алюминий;
  • сталь.

Карбоновые рамы обладают превосходными свойствами. Главным их недостатком является высокая стоимость.

Титановые рамы достаточно дорогостоящие. Тем не менее, обладают уникальными характеристиками. Горные велосипеды с титановыми рамами пользуются популярностью среди профессиональных спортсменов.

Алюминиевые рамы получили широкое распространение среди обычных велосипедистов. Главным недостатком является вибрация.

Главным преимуществом стальных рам является низкая стоимость. Стальные рамы прочные и долговечные.

Вилка

Существует такие вида амортизационных вилок:

  1. Воздушные. Это самый продвинутый вариант. Главным конструктивным элементом является воздушный картридж. К преимуществам относятся: возможность настройки, надежность, небольшой вес.
  2. Масляные. Масляный амортизационной вилки пользуются большой популярностью. При необходимости вилку можно настроить. Главным преимуществом является надежность.
  3. Пружинные. Самый простой вариант. Пружинная амортизационная вилка практически не гасит колебаний.

Тормоза

Существует три вида велосипедных тормозов:

  • Дисковые.
  • Ободные.
  • Барабанные.

Дисковые тормоза получили широкое распространение благодаря большому количеству преимуществ. Существуют механические и гидравлические тормоза.

К преимуществам дисковых тормозов относятся:

  • долговечность;
  • легкость в ремонте;
  • могут работать при любых погодных условиях.

Ободные тормоза бывают разных видов:

  • гидравлика;
  • кантилеверы;
  • клещи;
  • V-брейки.

Большой популярностью пользуются V-брейки. Они часто устанавливаются на недорогих моделях.

К преимуществам ободных тормозов относятся:

  • демократичная стоимость;
  • небольшой вес;
  • эффективная и простая конструкция.

К преимуществам относятся:

  • долговечность;
  • низкая стоимость.

Колеса и шины

Велосипеды оснащаются колесами диаметром от 24 до 28 дюймов. Используются прочные и надежные колёса от известных производителей. Как правило, горные велосипеды оснащаются агрессивной резиной. Количество спиц варьируется от 32 до 36 штук.

Существует следующие виды горных велосипедов:

  1. Хардтейл не имеет задней подвески.
  2. Двухподвес имеет амортизаторы на обоих колесах.
  3. Ригид не имеет амортизаторов.

Каждый вид имеет особенности и отличительные характеристики. По назначению горные велосипеды делятся на несколько типов. При выборе велосипеда необходимо учитывать разные конструктивные особенности.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: