ХВЗ В-552 “Чемпион Шоссе”.
Производитель – Харьковский велосипедный завод имени В. И. Петровского.
Назначение – для соревнований по шоссе. Велосипед заказывала Федерация велоспорта СССР. Изготавливался из отечественных или импортных труб индивидуально для каждого спорсмена для лучших гонщиков страны.
Годы выпуска – (1962 ? -1964 ?).
Устройство и технические данные велосипеда ХВЗ В-552 “Чемпион Шоссе”.
1. Передняя вилка – трубы овального сечения (легированная сталь).
2. Рама:
– улучшенной геометрии, тонкостенные трубы (легированная сталь);
– база – 1060 мм;
– высота – 520 – 600 мм (через каждые 5 мм).
3. Руль – спортивный;
4. Тормоза:
– передний и задний тормоза – клещевые, тросовые с прижимом на обода.
5. Колёса:
– втулки – дюралюминиевые (сплав В 95), цельноточенные, фланцы увеличенные;
– обода – дюралюминиевые (из спецсплава);
– спицы – редуцированные, утончённые в средней части;
– размер шин – 600 х 24 мм (27″ х 1,1/8″) или 600 х 27мм.
6. Привод:
– шатуны – дюралюминий (сплав В95) с квадратным креплением на кареточном валу;
– педали – стальные, челночные с туклипсами;
– задний и передний переключатели – параллелограмного типа;
– передние звёзды – дюралюминиевые (сплав В 95), 48 и 51 зубьев;
– задние звёзды – 13, 15, 17, 19, 21 зубьев;
– цепь (размер) – 12,7 х 2,4 мм;
– количество передач – 10.
7. Седло – удобной формы, пластмассовое;
8. Покраска велосипеда – эмали разных цветов, концы цепной и передней вилки, а также стойки рамы с хромированным покрытием.
9. Вес велосипеда – 10,5 – 11,0 кг.
Несколько фотографий В-552 ”Чемпион-шоссе” из коллекции велосипедов Влада Карганова http://vk.com/albums70117629. Здесь серийный В-552, который являлся прообразом и прародителем спецзаказовского В-552-и. У В-552 ”Чемпион-шоссе” рама оказалась очень удачная и после доработок была принята за основу для производства В-552-и и для других спецзаказов.Фото с сайта http://veloretro.ru/
Этап первый отмывка старых запчастей:
-
- Педали на этом велосипеде стоят с туклипсами. Я у них только меняю смазку и максимально счищаю грязь. Ремешки же в достаточно хорошем состоянии их возвращаю обратно.
- Каретка. Разборки показала, что смазка там уже давно засохла, а подшипники имеют заметные повреждения. Меняю подшипники и смазку. (В итоге по мере эксплуатации, старая каретка показала себя не с лучшей стороны, так как быстро захрустела из-за попавшего в нутрь песка)
- Манетки оставляю родные, конечно я представляю какие это будут мучения, но хочется для начала поездить на родных.
- Задний переключатель тоже пока останется родной в дальнейшем поставлю что-нибудь современное. Остается отмыть его и поменять смазку в подшипниках. Еще кстати не знаю подойдет ли он для современных цепей, так как у него в место шестеренок ролики. В итоге поставил переключатель shimano claris.
- Тросики на велосипеде и рубашки еще стоят родные я их меняю на современные. Сталкиваюсь с проблемой, что современные колпачки на рубашки не подходят в упоры рамы и рубашки вставляются без них. (Также было и изначально)
- Рулевая колонка пока я не нашел к ней сепараторных подшипников поэтому хорошенько отмыл старые и с новой смазкой поставил обратно. (Старые кстати оказались в хорошем состоянии)
- Клещевые тормоза. Разбираю тщательно мою и смазываю ставлю обратно, но уже с новыми тросиками. (Выявилась проблема, что задний томоз немного выступает за втулку из-за чего нельзя за крутить сильно болт, так как тогда клешня не будет двигаться, но не критично посмотрим, что будет дальше)
Модельный ряд велосипедов ХВЗ Старт-Шоссе
Характеристики семейства «Старт-Шоссе» не значительно, но отличаются.
ХВЗ «Старт-Шоссе» В-553
- Рама и рулевая вилка выполнены, из трубных элементов – марка 30ХГСА, узловых элементов и коронки вилки – марка 30Л, наконечников – сталь 10.
- База велосипеда (расстояние между втулками колёс): 1040, 1060 мм.
- Высота рамы или ростовка (расстояние между подседельным узлом и центром каретки): 560, 580, 600 мм.
- Руль-баран.
- Тормоза клещеобразного типа.
- Втулки колёс дюралюминиевые марки В95, цельноточённые (большой фланец).
- Спицы, утолщённые к концам.
- Обода колёс выполнены из спецплава.
- Однотрубные покрышки, 27 Х 600 мм.
- Шатуны из алюминиевого сплава марки В95, оснащённые стальными турклипсами.
- Задняя втулка, оснащена пятиступенчатой, бестормозной трещоткой. Звёзды стальные с кол-вом зубьев от 13 до 21 с шагов в 2 зуба.
- Две передних звезды из алюминиевого сплава марки В95. В двух вариантах (кол-во зубьев): 47 и 50 или 48, 51.
- Всего передач: 2 Х 5=10.
- Пластиковое седло (встречаются кожаные) посаженное на стальной каркас.
- Масса велосипеда без обвесов: 10 кг.
ХВЗ «Старт-Шоссе» В-555
От своего предшественника отличается незначительно:
- Изменена база велосипеда: 1020, 1040 мм.
- Добавлена дополнительная ростовка (высота рамы): 540 мм.
- Увеличился вынос руля (в ассортименте) – 75-130 мм.
- Обода приобрели дополнительную жёсткость.
- Вес велосипеда составил от 10,5 до 11 кг.
ХВЗ «Старт-Шоссе Олимпиада (Москва) 80» 155-412
Выпуск модели 155-412 приурочен к проходившей в Москве (1980 г.) олимпиаде. Согласно мифу, этот велосипед (один из лучших) должен был выступать в соревнованиях, чего не случилось.
Отличительными чертами юбилейного велосипеда является:
- Материал, используемый в производстве труб (титан, алюминий). Стенки трубных деталей с переменной толщиной.
- Новая геометрия рулевой вилки.
- Увеличенный вынос.
- Колёса, оснащённые однотрубными покрышками: камера обёрнута тонкостенной покрышкой и приклеена.
- Облегчённые агрегатные узлы: полый титановый вал каретки, лёгкие шатуны, титановая трещотка.
- Общий вес велосипеда – 8,25 кг.